...в повестке федеральных структур – сопредседатель Общероссийского народного фронта Александр Бречалов сделал это событие одной из ключевых тем визита в Свердловскую область.

Я работаю директором школы уже девять лет, так что о проблемах заработной платы учителей знаю не понаслышке. Но даже у меня есть вопросы к тому, как распределяются средства для фонда оплаты труда.

Каким образом областное правительство определяет объем финансирования заработной платы учителей в конкретном муниципалитете – вам не расскажет никто. Если несколько лет назад, обосновывая необходимость стимулирования эффективной деятельности педагогов, нам всем внушали, что «деньги должны идти за учеником», то теперь подход стал совершенно иным: «Сказано президентом, что зарплата учителя должна быть не меньше, чем в среднем по экономике региона – так и определяем объем финансирования».

Если объяснить это упрощенно, то схема выглядит так: в школах N-ского городского округа, к примеру, работают 120 учителей. Следовательно, если «дорожная карта» по зарплатам определяет планируемый размер месячного дохода в сумме 31000 рублей, то область субсидирует муниципалитет суммой 31000*12 месяцев*120 учителей = 44,64 млн руб.

Но на самом деле это совсем уж идеальное финансирование, поскольку ясно, что «лишних» денег в области, как водится, нет… Поэтому летят из властных структур в отделы образования, а оттуда – в школы, настоятельные рекомендации, которые больше походят на тришкин кафтан – постоянное исправление одних недостатков за счет появления других.

Рекомендация первая: разгрузить администрацию, то есть директора и завучей, уменьшив или вообще убрав у них учительскую нагрузку.

Рекомендация вторая: сократить численность преподавателей с маленькой нагрузкой, а их учительские часы распределить оставшимся: учителей станет меньше, и, следовательно, делить фонд оплаты труда нужно на меньшее количество педагогов. Так и делаются «нужные» для парадных отчетов цифры заработных плат. При этом стараются не думать о том, что и директор с завучами, и преподаватели с маленькой нагрузкой – все они, как правило, являются квалифицированными специалистами, которых полноценно заменить просто некем…

Внутри муниципалитета полученные субсидии чаще всего распределяются тоже неравномерно. Зависит распределение от количества учеников, наполняемости классов, нагрузки учителей, статуса школы и от того, о чем никто вслух не говорит, но все догадываются. Поэтому и получается, что в одной школе города средняя заработная плата учителя – 27000 рублей, а в другой – 35000. По городу же в общем получаются «нужные» 31000. Такая вот арифметика…

Почему-то власти всех уровней – от губернатора и министра до отделов образования не называют всего две цифры по каждому муниципалитету, а еще лучше – по каждой школе: первая – сколько средств было выделено на заработную плату в январе 2014 года, когда утверждались бюджеты муниципалитетов, и вторая – та, которая «вдруг» оказалась в сентябре 2014 года? Как только они будут озвучены – сразу исчезнут все недомолвки и вся «интрига»…

Цифры-то эти «поправили», уменьшив, поэтому вины директоров в сокращении зарплат просто нет и быть не может. Руководитель, имея на руках смету расходов, планирует ежемесячный фонд оплаты труда педагогов в пределах 1/12 годовых назначений. Даже если директор по своей педагогической специализации глубокий литератор, разделить-то на 12 свой фонд оплаты он может! Другое дело, если с января по август директор школы распределял, к примеру, по 900 тысяч рублей, а с сентября до него довели измененный фонд оплаты и сказали: «Как хочешь, так и вмещайся!» Очевидно, вместиться можно только сократив ежемесячный фонд, к примеру, до 700 тысяч.

Есть еще несколько штрихов, которые ситуацию делают сложнее: вдруг директор не умеет считать? А если учителей в школе стало больше? А что, если кто-то «вверху» не то чтобы обманывает, а так – не говорит всю правду, стараясь делать «красивую мину при плохой игре»…

Вот и получается в итоге «внезапное» сокращение заработной платы.

Об авторе

Сергей Александрович Воронин, директор 26-й школы города Волчанска Свердловской области