Апрель, как известно, - месяц краевых контрольных работ для выпускников начальной школы. Устали все – и дети, и учителя, и родители. Если о ЕГЭ говорят много и неоднозначно на разных уровнях в российском образовании, то так называемые ККР проходят себе тихонько уже четвертый год, ввергая в ужас родителей четвероклассников и пополняя кошельки экспресс-репетиторов.

Что ужасного, спросите вы? Просто сравните.

Обычная контрольная работа: списывание текста плюс грамматическое задание.
Краевая контрольная работа: списывание текста плюс 15 серьезных заданий с определением падежей, склонений, проверочных слов, частей речи, выделением членов предложения и т. д.

Краевая контрольная работа по новым стандартам: списывание текста плюс 17 заданий, среди которых есть мини-сочинение.

Не верится, но по времени эта работа рассчитана на урок!

Кажется, что с введением новых стандартов специалисты в центрах оценки качества образования всерьез поверили, что выпускники начальной школы стали другие: быстрые, сильные, грамотные, собранные. Интересно, кто-нибудь из этих специалистов давал прорешать работу учителям. Может, сами пробовали? Не уверена, что результаты подтвердят наличие начального образования у половины из них, взрослых, получивших аттестаты зрелости и дипломы вузов. Не потому, что учились плохо, а потому, что работы очень сложные. Вы сможете определить, какой частью речи является выделенное слово: «Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк»?

Краевые контрольные работы проходят каждый год и каждый год усложняются.  Очень жаль, что милые добрые учителя начальных классов, помогая ребенку любыми путями справиться с заведомо непосильной работой, старательно подают завышенные результаты, обрекая тем самым будущих четвероклассников на более сложную работу. Ведь справляются! Мы им 16 заданий - справляются! А ну-ка мы им 18 - справляются! Значит, действует? Стандарт заработал?! Ближе надо быть к школе, дорогие специалисты центров оценки качества образования!  Начните следующую работу с себя: поставьте будильник на сорок минут и - решайте! 

Такие работы даются по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. А вы там про какое-то ЕГЭ! Если ребенок напишет ККР самостоятельно, то ЕГЭ для него будет проще пареной репы.

Как пилотная школа, мы в этом году выполняли еще пятую работу «Групповой проект» для оценки регулятивных и коммуникативных умений. Ребята в группах создавали проект, например, спортивной площадки: ставили цель, делили обязанности, строили, защищали перед классом и голосовали за лучшие проекты.

По-моему, вот эта работа и есть индикатор нового стандарта: здесь умение договариваться и работать сообща, умение поставить общую цель и искать информацию в разных источниках, умение планировать и презентовать свою работу, и даже умение оценить себя и другого. 

Детям понравилось! Учителям было страшно. По 6 наблюдателей в каждом классе, и у каждого по 6 листов наблюдения. А вдруг наблюдатели зафиксируют, что в группе конфликт возник! Но ведь конфликт - необходимое условие развития! Мне повезло, что работала в развивающем обучении Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, мне близки и понятны требования стандарта. А тем, кто работал по-традиционному, очень тяжело. Не всегда понимают, в чем разница между прошлым и настоящим. Так чего же требовать от детей! Это не учителя виноваты, а система наша. Дали команду: по-новому! Бросились выполнять, а способа нет. Вот и натаскиваем детей на космические ККР, вместо того чтобы растить быстрого, сильного, грамотного, собранного, не боящегося конфликтов выпускника начальной школы.

Об авторе

Надежда Константиновна Князева, учитель начальных классов школы № 137 города Красноярска, «Учитель года-2013» Красноярского края