Наш район, по данным Российского географического общества,
- один из самых образованных в области. А дети учиться не хотят. Может быть, историко-образовательный проект, созданный омскими учеными, в котором принял участие и я, мог бы как-то помочь, разбудить желание учиться. Это должна быть широкая реконструкция строений нескольких исторических эпох, которые прокатились через область и район, от древности до начала русского заселения Сибири. Главное - не форма жилищ, а внутреннее наполнение: какой очаг будет гореть, какое копье будет стоять у стены. Историю можно будет пощупать руками! Но уже два года проект остается на стадии красивой картинки. Его одобрил омский губернатор Виктор Назаров, на чем, как водится, дело и остановилось. Проект недорогой, есть масса волонтеров, желающих помочь в строительстве. Но… Нужны власти образованные люди?

Исчезла внутренняя мотивация. Дети не понимают, для чего учиться.  Чтобы ездить на Север за заработками? Причем на птичьих правах, как те же гастрабайтеры, ни больничных, ни пенсионных. У прежнего нашего губернатора хватило совести – или подсознания? – написать книгу «Вперед, на медленных тормозах». Любому логически мыслящему человеку ясно, что на медленных тормозах можно двигаться только вниз.  Сейчас слов много, обещаний еще больше, но область по-прежнему катится в яму. У нас негде работать, хотя много земли. А дети должны видеть, что для них строятся завод, фабрика: вырасту - пойду работать, построю дом… Поколение, так и не оправившееся от шока, когда страна рушилась, потерянное, оно не работало и работать уже не станет. Их сыновья и дочери не умеют элементарного: ни гвоздь забить, ни цветок посадить. Учителям бы этим заняться, да некогда – стимулирующая система оплаты труда привела к тому, что они пишут отчеты за каждое свое движение. Сводил детей на экскурсию или просто сочинил проект, не отходя от компьютера, распиши и получи надбавочку. Учителя, к сожалению, тоже включились в гонку за деньгами.

Пора прекращать плодить гуманитарный планктон, к которому принадлежу и я. Нужно создавать и строить. Нужны люди с техническим, инженерным образованием. А откуда они возьмутся, если дети не умеют работать руками? Профориентация - это ведь в первую очередь проба себя. Пусть шестиклассники берут молотки, восьмиклассники – электрорубанки, старшие встают за станки. У девчонок должно быть свое дело. К Евгению Ямбургу в школу захожу, а у него парикмахерская открыта – школьники стригут-красят и друг друга, и окрестных жителей. Стоит ли учить детей только ради поступления в вузы, чтобы потом 70 процентов выпускников сидели без работы?

- Это предусмотрено федеральными государственными стандартами? - такой вопрос задал мне министр образования Омской области Сергей Алексеев, у которого я просил хотя бы старые верстаки для уроков труда. Зачем нужны такие стандарты, которые не предусматривают жизни? Впрочем, министр ведь не образованием в регионе руководит, а всего лишь Министерством образования. Но мы-то, педагоги, можем подумать о будущем наших учеников, о чем-то кроме стандарта! Откуда же будут браться увлеченные наукой студенты, если по новым федеральным стандартам, сильно напоминающим ухудшенные старые, сокращены часы естественно-научного цикла? Где брать будущих физиков, химиков, а тем более астрономов, если этот предмет вообще изгнали из школы? Как вообще может развиваться образование, если нет его национальной стратегии?

Надеюсь, вырастет из нашей Петропавловской школы политехническая, в которой они будут учиться не только писать и читать, но еще и работать. Только случится это не с помощью власти. Борис Коваленко, наш земляк, а ныне московский бизнесмен, строит нам суперсовременную школу. В ней будет и отдельный блок со спальным помещением, и закрытый внутренний двор, и бассейн, и тренажерный зал. И станки. Я тоже в меру сил пытаюсь создать будущее своим ученикам. Например, двое моих ребят учатся в московском лицее для одаренных детей, а один из петропавловских мальчишек не без моей помощи попал в Оксфордский университет.

Наверное, хватит надеяться на власть. Создавать и строить можем и мы, педагоги, если больше будем думать о детях, не о себе. Не та профессия, которую можно измерять исключительно рублем. Стандарты не предусматривают? Но ведь не запрещают? Не поможет нам власть, пока мы сами не начнем действовать.

Об авторе

Александр Витальевич Рахно, учитель истории и обществознания, директор Петропавловской школы Муромцевского района Омской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2004»