Мне нравится наша сегодняшняя смена. Особенно те педагоги, которых мы вырастили сами. В нашей гимназии среди всех учителей иностранного языка практически половина – наши выпускники. Это заметно облегчает работу в коллективе, потому что они, так сказать, в традиции, в «семье». Но приходят и молодые специалисты с «улицы». В прошлом году я обучала молодого педагога, пришедшего к нам на практику. И начали мы разговор с того, что у учителя многое получается тогда, когда он отдает больше, чем берёт. Приходится объяснять молодым учителям, что дети изменились, они давно не подчиняются приказам. Уже невозможно увлечь учёбой, заставляя и давя. Любой интерес под давлением пропадает. А нужно так построить работу, чтобы зарядить своими эмоциями, заинтриговать, если хотите. Учитель должен быть прекрасным психологом, а этого молодым специалистам сегодня не хватает. Выпускникам педвузов недостаточно психологических знаний. Помнится, моими первыми книгами стали книги «Психология младшего возраста», «Психология старшего возраста», книги по медицине. Сегодня, к сожалению, у молодых учителей превалирует мнение, что ребёнок – это нечто унифицированное, абстрактное, то есть примени к нему стандартные методы и добьёшься результата. Но это не так. Каждый ребенок – отдельная личность, отдельный мир в себе. Если ты к этому миру не подобрал ключик, и не открыл дверь, значит, это твоё профессиональное поражение. Был такой постулат во французской педагогике: каждый ребёнок - Моцарт. Только у кого-то талант на виду, а у кого-то он глубоко зарыт. И мне очень близка эта педагогика, что ориентируется на творческий потенциал ребёнка. Важно верить в одаренность каждого. Разбуди хорошее, и тогда откроются невероятные возможности.

Типичная ошибка сегодняшних молодых специалистов - в малом разнообразии приемов. Детей утомляет однообразие. Важно знать, что маленький ребенок через десять минут уже не воспринимает информацию. Его нужно отвлечь, а потом опять увлечь. Недаром говорят, нужно обучать, играя, и играть, обучая. Я, в свое время, начиная работать в школе, водила с детьми хороводы, пела песни на французском языке и даже плясала. Мы постоянно уходили из класса в коридор, чтобы порезвиться и заодно глотнуть свежего воздуха. Поэтому свою работу молодым специалистам нужно строить, исходя из того принципа, что нынешним детям, несмотря на их «продвинутость», нужна игра.

Мне кажется, что в понимании психологии ребёнка, молодым специалистам необходима серьезная практика. Сегодня они приходят, например, осенью, всего на десять дней. Что можно узнать о ребёнке за такое короткое время? Нам в этом отношении чрезвычайно повезло. Когда я училась в педучилище, а потом в пединституте, мы проходили практику четвертями, а когда учитель иностранного языка заболела, я вообще заменяла её полную четверть. И это был драгоценный опыт, в который включались, наряду с ошибками, и успехи тоже. Сегодня пробный путь у молодых сильно укорочен, и это отражается как на их будущей педагогической деятельности, так и на учебной деятельности их будущих воспитанников.

Тамара Бойкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель французского языка гимназии № 171, Санкт-Петербург