Ежегодный Каннский кинофестиваль – одно из самых престижных и важных событий для кинематографистов всего мира, с 2011 года в его рамках начал работу новый проект «Cinefoundation». В конкурсную программу «SFC-2013» из 1550 фильмов, представлявших 277 киношкол мира, вошли 18. Список номинантов Cinéfondation возглавила российская кинокартина «Норма жизни», дипломная работа выпускника Высших курсов сценаристов и режиссеров Евгения Бяло. По мнению жюри Каннского фестиваля, чести войти в конкурс удостоились картины, наиболее качественно отражающие все многообразие школ-лидеров в киноиндустрии. Участие в «Cinefoundation» – мощный рывок для профессионалов в сфере кинобизнеса.

- Для короткометражного кино фестивали дают шанс быть замеченным, - говорит продюсер фильма «Норма жизни», Генеральный продюсер  Кинокомпании «Ливандия Энтертейнмент» Иван Лопатин, - Участие в фестивалях открывает новые гораздо большие возможности и для создания в дальнейшем крупных коммерческих проектов, и для поиска инвесторов. А Каннский фестиваль – это возможности другого порядка. Сейчас в мире настоящий бум короткого метра. Фестивали заинтересованы в неизвестных авторах и конкурируют между собой за право стать первооткрывателями новы имен.

Евгений Бяло пришел в режиссуру, когда ему было уже за тридцать. После окончания московского автомобильно-дорожного института он отработал несколько лет в отделах логистики транспортных и нефтяных компаний.

- Моим творческим самовыражением еще со школы стала игра на  барабанах, повзрослев, я взял уроки у хорошего джазового преподавателя. Днем был «синим воротничком», вечером целиком отдавался репетициям и концертам… Но однажды группа распалась. И для меня наступил момент кризиса. Я понял, что не смогу продолжать работу в сфере бизнеса, что я не вписываюсь в эту систему, я другой группы крови, - рассказывает Евгений Бяло.

Однажды, возвращаясь с работы, он застал во дворе своего дома съемочную группу в работе. Остановился – и это, по словам Евгения, был миг, который отчетливо врезался в память как «поворотный».

- Я простоял минут пятнадцать, и за это время внутри меня как будто что-то встало на свое место, я понял: вот мой мир, моя среда. А потом стали обозначаться цели. Сначала знакомая привела меня на съемочную площадку, затем я поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров ВГИКа. Все, что в моей жизни было до этого рубежа, оказалось для меня «псевдореальностью».

Эта «псевдореальность» в какой-то мере и нашла отражение в дебютной картине Евгения. Вот что говорит актер Александр Кащеев, сыгравший главную роль в «Норме жизни»:

- Для меня в этом фильме крайне важна тема смерти и отношения к ней, вернее, незнание этого отношения. Каждый раз, когда случается подобное событие, человек оказывается в тупике, не знает, как реагировать, где искать силы и поддержку. Возможно, я говорю пафосно, но, для меня этот фильм во многом переломный, этапный. Он - про опустошение, про переоценку, про одиночество и равнодушное непонимание, которое даже, может быть, страшнее жестокости. Уходит на задний план история с неестественной смертью отца, это уже не так важно для моего героя. Сейчас, в те несколько часов, что схвачены сюжетом киноленты, парня, которого я играю, заботит только потеря, только отсутствие смысла. Он перерождается.

По словам Александра, Евгений Бяло – режиссер, дающий актеру «воздух» для работы над ролью, разделяющий репетиционный процесс и процесс работы на площадке. Снимался фильм в подмосковном городе Серпухов. Оттуда же директор фильма Галина Николаева.

- Я в этого режиссера поверила с первого взгляда, - рассказывает Галина. - Он очень глубоко входил в тему, за которую сегодня просто не берутся молодые кинематографисты. Фильм «Норма жизни» о том, как на наших глазах обесцениваются отношения между близкими людьми – обесценивается само понятие смерти. Режиссер Евгений Бяло говорит о трудных вещах… В его картине родные в одной квартире живут как соседи. При внешней простоте сюжета – сын обнаруживает своего отца мертвым в соседней комнате – картина поднимает множество нравственных вопросов. Реакция на просмотр этой ленты у всех зрителей одна: катарсис, чувство протеста – то, что стало нормой нашей жизни, противоестественно…

Картина снималась в режиме минимального бюджета. Но в данном случае съемка короткометражки отличалась от съемок полнометражного фильма лишь количеством затраченных дней. В целом работа над «Нормой жизни» заняла около полугода, хотя сами съемки уложились в шесть смен.

Съемки кино для всех, кто непосредственно занят в процессе, всегда – отдельная маленькая жизнь, со своими печалями и радостями. К сожалению, один из непрофессиональных артистов не дожил до выхода картины… Но вот у исполнительницы роли невесты Кристины Литвиненко и ее мужа (оба – сотрудники крупной авиакомпании) именно благодаря съемкам появились свадебные фотографии. Кристина – бортпроводница, ее муж Петр – командир воздушного корабля, сразу после штампа в паспорте молодожены были вынуждены «разлететься» разными рейсами. А когда Галина Николаева пригласила их сыграть жениха и невесту в кадре, оба с радостью согласились. И после съемки состоялась фотосессия, фуршет и традиционные крики «горько!». Так что свадебные фотографии в семейном альбоме супругов появились именно благодаря проекту «Норма жизни».

- С актерами мне повезло, - уверен Евгений Бяло, - все вошли без особого кастинга. Александра Кащеева, актера труппы театра «Сатирикон», мне посоветовала одна мудрая кастинг-директор. Марину Донец я увидел на Курсах и сразу понял, что буду снимать именно ее. С Дмитрием Архангельским познакомился в Серпухове и уже в момент встречи принял решение взять его на роль. Марина и Дмитрий очень точно прожили экранную жизнь своих персонажей. А герой, созданный Александром, – это моя ипостась, мое мировоззрение, мой личный протест. Да и вещи в комнате этого персонажа – вещи из моего детства.

Самое ценное в искусстве – способность художника к искренности. Евгений Бяло оттолкнулся от истории, рассказанной другом, но за каждой секундой переживаний экранного героя Александра Кащеева чувствуется человеческая позиция режиссера. В современном кино, увы, не часто зритель сталкивается с принципиальностью создателей фильма в вопросах нравственного долга. Эта режиссерская честность и сыграла свою решающую роль в момент фестивального отбора.

- Десять дней в Каннах для меня пролетели незаметно, нужно было соблюсти многие формальности, такие как пресс-конференция, различные переговоры, и успеть посмотреть максимальное количество фильмов. Каннский кинофестиваль – это «полное погружение» в кинематограф высшего пилотажа, - говорит Евгений Бяло, - Там начинаешь на многое смотреть другими глазами, впитываешь, учишься, количество творческих контактов зашкаливает, как и количество материала для эмоциональной подзарядки. Я сумел увидеть почти половину всех представленных на фестивале программных и внепрограммных фильмов. Поразительно, каких высот может достигать киноискусство. Так что для меня Каннский фестиваль стал масштабным мастер-классом.

- Это был сплошной праздник кино, - делится впечатлениями от Каннского фестиваля актер Дмитрий Архангельский. - Сам Дворец Каннского кинофестиваля так огромен, что в нем действительно можно заблудиться. Попасть на премьеру фильма можно только по приглашению и аккредитации. Вообще, это «фестиваль-смокинг». Все, что там происходит: события, встречи – высшего разряда. Территория в сотни квадратных метров у Дворца кинофестиваля огорожена, само мероприятие – закрытое, у нас, участников, даже был свой отдельный пляж. Правда, погода немного подвела, купалась в море только Марина Донец. На набережной Круазет Российский павильон соседствует с Американским, Немецким, Английским, Канадским и Объединенным Европейским павильонами. Оттуда открывался роскошный вид на море… Показ фильма был назначен на утро. Накануне мы успели увидеть презентацию российской полнометражной картины «Майор» Юрия Быкова. В числе зрителей присутствовали журналисты российских федеральных телеканалов, ведущих изданий России, иностранные корреспонденты. После показа «Нормы жизни» к нашей группе подходили многие, говорили о своих впечатлениях, благодарили режиссера. Да и я сам, как зритель, во время нашей премьеры в salle bunuel был поражен тем, какую сильную энергетику имеет «Норма жизни». Картина получилась очень реалистичной, работа актеров – естественная, без «наигрыша».

Марина Донец, сыгравшая в «Норме жизни» дочь умершего человека, бездушную, опустившуюся, в реальности – очень милая интеллигентная женщина.

- Мы вместе с Женей окончили ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров), я была вольнослушателем. Первое образование у меня – журналистское, затем я стала дипломированной актрисой, работала в театрах и как режиссер. Сейчас полностью переключилась на кино, пишу, сняла короткометражный фильм «Два А» - это сказка про ангелов-хранителей, фильм приобретен телеканалами ТВЦ и «Канал-24», - рассказывает о себе актриса. - За Женю я очень рада, картина снята на достоянном уровне, Евгений имел все основания представлять молодых российских кинематографистов в Каннах. Работать с ним было приятно. Я пыталась понять, что произошло с моей героиней, что сделало ее такой… Так что в процессе съемок мы постоянно обсуждали предысторию наших персонажей, углублялись в их ситуации и характеры. Наверное, это и придало фильму такой объем. Конечно, то, что фильм вошел в «Cinefondation» - это заслуга всех. И оператора Алексея Князева, и  композитора Саввы Дудина, и художника Галии Садаровой, и монтажера Михаила Черняка. Очень хорошо вписались в кадр и непрофессиональные артисты, особенно – серпуховский сотрудник полиции по имени Роман…

Сейчас у фильма «Норма жизни» начинается российская фестивальная судьба. Июнь начался с показа в Сочи на Кинотавре, в июле по плану – Московский международный кинофестиваль. Пожелаем ему и всем его создателям удачи!


Фото с сайта http://vmdaily.ru и из архива Евгения Бяло