Дело было так. Историк и писатель Александра Литвина и иллюстратор Аня Десницкая, вдохновленные успехом своей предыдущей совместной книги «История старой квартиры», сели и задумались: а что дальше? Долго ли, коротко ли думали, и придумали: создать большой иллюстрированный рассказ о Транссибирской магистрали. Во-первых, потому что это самая длинная железная дорога в мире – от платформы Ярославского вокзала в Москве до конечной станции во Владивостоке - 9288,2 километра. Между ними - мегаполисы и малые города, поселки и деревни, тайга, горы, Байкал, степи, великие реки. Транссиб связывает все это воедино, в одну страну. Во-вторых, потому что Транссиб – один из главных символов России. Недаром, многие иностранцы специально приезжают к нам, чтобы, прогулявшись по Красной площади, сесть в поезд и прокатиться от Москвы до Владивостока. В-третьих, потому что такой книги еще нет. В-четвертых, и наверное, это самое главное: этим двум фантазеркам, Александре и Ане, захотелось увидеть – и нам показать – кто и что скрывается за крошечными точками на карте, за всеми эти станциями и полустанками. А скрываются за ними люди с их судьбами и личными историями, рукотворная красота и красота природы, достойные того, чтобы о них узнали далеко-далеко.

Придумать книгу – это полдела. Но как воплотить задуманное? У авторов было два пути. Сесть в поезд и отправиться в путь, останавливаясь на каждой станции, встречаясь с местными жителями, записывая и «зарисовывая» их рассказы. Но на это ушли бы годы. Можно было открыть интернет, тут почитать, там посмотреть и написать свое полотно «крупными мазками». И поэтому девушки выбрали третий путь: они кинули клич в социальных сетях и больше года собирали письма, задавали вопросы, просили сделать фото, уточнить, рассказать местных жителей про свои города и поселки, где на полчаса или пусть всего на пару минут останавливается поезд Москва – Владивосток. На их призыв откликнулись сотни людей, ставшие соавторами этого удивительного путеводителя, в котором нашлось место истории, политике, географии, искусствознанию, демографии, этнографии, даже кулинарии и самой жизни, что главное.

«Транссиб. Поезд отправляется» разделен на несколько глав: Европа и Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Перед каждым разделом - список станций, на которых остановится читатель, советы путешественникам и общее описание этой части России. Про каждую станцию указано, сколько километров от нее до Москвы - нулевого километра Транссиба, сколько минут там стоит пассажирский поезд, сколько здесь живет людей, какие средние температуры января и июля, какая разница во времени по Гринвичу. Все «профессиональные» железнодорожные факты, начиная от устройства поезда, заканчивая деталями формы проводников, проверили специалисты ОАО «РЖД» - генерального партнера книги. Они же написали предисловие – так что все тут всерьез и куда как достоверно.

Но всерьез – не значит скучно. Под одной обложкой собрано множество забавных фактов. Мы узнаем, что коренные ярославцы (280 км от Москвы) называют бабочку «бубаркой», а сварливую тетку – «ягармой». В Нерехте (330 км от Москвы) родилась первая русская феминистка Елизавета Дьяконова. В Костроме (376 км от Москвы) уверены: Юрий Долгорукий сначала основал Москву, а через пять лет одумался и основал другой город, гораздо лучше – их любимую Кострому. А в Кунгуре (1539 км от Москвы) на набережной реки Сылвы стоит «Пуп Земли» - гранитная полусфера с семью дорогами, расходящимися в разные стороны. По мнению горожан, пуп земли - именно Кунгур! Из Тюмени (2145 км от Москвы) в 1944 году привезли в Ленинград две сотни кошек, чтобы помочь городу справиться с крысами и мышами, наводнившими город во время блокады. Неподалеку от города Юрга (3500 км от Москвы)в начале XX века была открыта Тутальская писаница — наскальные рисунки животных, которые, по разным датировкам, созданы от 8 до 2 тысяч лет назад. Неподалеку от станции «Тайшет» (4515 км от Москвы) упал тунгусский метеорит, на станции «Зима» (4930 км от Москвы) родился поэт Евгений Евтушенко, а станцию «Шмаковка» (8987 км от Москвы) назвали в честь инженера-путейца Владимира Семеновича Шмакова, погибшего во время экспедиции по изысканию Уссурийского участка Транссиба. «Инженеры-строители работали в немыслимых условиях, - писала газета «Приамурские ведомости» за 1901 год, — утопая в снегу, в тяжелой одежде, ослепленные снегом шли наши изыскатели всё дальше в девственную тайгу, где, может быть, и нога человеческая не ступала. Случалось целыми сутками ни есть, ни пить, ночевать под открытым небом при трескучем морозе... да и работать приходилось без географических карт, т.к. существующие были совершенно неверны, приходилось руководствоваться единственно своим воображением...» .

Воображение! Единственное, что понадобится читателю книги «Транссиб. Поезд отправляется», чтобы прокатиться через всю страну… без билета.