Как легко догадаться, «Двое» - это два главных героя, молодая супружеская пара – Надя и Андрей, которые находятся на грани развода. Но на самом деле героев больше. Во-первых, есть еще один очень важный персонаж – отец Нади. Он – вершитель судеб, сначала тайный, а потом и явный кукловод происходящего. Именно он, как выясняется в середине фильма, свел Надю и Андрея вместе. Надя об этом и не подозревала, вернее, не хотела об этом думать. Красивая, юная, во-многом наивная девушка искренне хотела поверить наконец-то какому-то мужчине и доверилась, и влюбилась в молодого, симпатичного, уверенного в себе парня с папиной работы. Андрею она тоже явно понравилась, но вот женился ли бы он, если бы Надин отец – его начальник (вернее, главный начальник всего в этой местности) – фактически не назначил его женихом своей дочки, еще большой вопрос. Фирма отца носит говорящее название «Кронос», и ее хозяин, как и положено титану, «пожирает» своих детей. Он свободно распоряжается и их судьбами, и судьбой окружающего его мира – огромного сибирского региона. Актер Андрей Щепочкин замечательно точно играет местного хозяина тайги, занимающегося делом особой важности – добычей полезных ископаемых.

Собственно, четвертый, а может быть, и первый, герой фильма – Тайга, одна из ипостасей великой Природы, о которой в городе, да еще в условиях виртуальной реальности так легко забыть. Но которая, как только ты в нее погрузился, тут же ставит тебя на место. Ты в сравнении с ее мощью и стихией – крошечная песчинка, тварь дрожащая, которая здесь может легко исчезнуть, раствориться, став частью пищевой цепи и извечного природного круговорота. Это только Надин отец может воображать, что его власть распространяется и сюда — ведь в самом деле, удалось же ему освоить, то есть вырубить, уничтожить большие участки тайги под карьеры, и местным аборигенам, до сих пор живущим охотой, пришлось несладко. Однако все его могущество с вертолетами, вездеходами и тяжелой техникой остается по ту сторону бурной таежной реки, которую природа ставит надежной границей между собой и цивилизацией. Андрей и Надя сбегают сюда по разным причинам. Как кажется женщине, могучие природные силы заветного озера помогут ей наконец-то забеременеть, в своем бесплодии она видит корень их семейных проблем. Андрею же надо объясниться и решиться на разрыв с женой — а это страшно под оком грозного тестя. И дело не только в том, что он изменяет Наде, он вообще устал быть марионеткой в чужих руках. Он хочет вырваться из лап кукловода, попробовать самому строить свою жизнь.

Но природа, в чье царство они шагнули, распоряжается по-своему. Рация выходит из строя, речка разливается раньше обычного — и вот они уже отрезаны от человечества. Их теперь только двое перед лицом вечной Жизни, которая в любую секунду может обернуться вторым своим ликом – Смертью. Однако это фильм не только о внешнем, но и о внутреннем выживании – души. Отличная идея для камерной драмы — и она же сложнейшая по исполнению, ибо съемки в условиях дикой природы – испытание даже для самых стойких. Поражает, конечно, как молодому режиссеру удалось найти и спонсоров сего безумного предприятия, и убедить людей отправиться работать в столь экстремальных условиях. Режиссер и актриса на премьере в Доме кино рассказывали, как все это происходило: конечно, никакие гидрокостюмы под одеждой не спасали от холода. Однако актеры шли в ледяную воду снова и снова, съемочная группа ела, спала, работала в условиях, которые многим современным людям кажутся непосильными.

Такое возможно только при условии настоящей одержимости и личного магнетизма, и все это в полной мере есть у Тимофея Жалнина. В разных ипостасях — а Жалнин некогда был режиссером (не имея специального образования!) удивительного пластического театра, и его ребята, тоже сплошь непрофессионалы, студенты нехореографического вуза, воплощали такие задумки, от которых бросало в дрожь матерых экспертов. Прошло больше пятнадцати лет, а я до сих пор помню свое онемение от его студенческого танца-спектакля. Тимофей умеет заражать людей своей энергией и идеями, делать их единомышленниками. Это чувствуется и по работе оператора Анны Рожецкой, снимающей бескрайнюю Тайгу, как и должно, с почтением, восхищением и изумлением перед ее мощью.

И, конечно, молодые актеры — Татьяна Полосина и Антон Момот — словно танцуют под музыку Максима Пантелеева сложную режиссерскую партию. Она — надломленной чужой волей хрупкой девочки, он — современного персонажа из мира Островского, желающего преуспеть в жизни, но при этом с видимостью чистой совести. А с чистой не получается. Ведь не выдержал же он соблазна сделать карьеру, предав свои убеждения (первоначально Андрей выступал против добычи ископаемых открытым способом и уничтожения тайги). Согласился же жениться из соображений выгоды. Потом предал свою жену, изменил ей. И наконец решился растоптать ее чувства. Антон Момот убедительно играет человека, в котором сидит вирус предательства – конформизма; раз проникнув в кровь, он действует все разрушительнее. И это важнейшая тема — разве не внушается новому поколению, что успех — это чуть ли не главное в жизни? Про личность и совесть при этом обычно не говорят. И о том, что происходит с человеком, предавшим самого себя, тоже.

Герою кажется, что, сбежав от жены и тестя, он сможет начать жизнь с чистого листа. Он и не подозревает, насколько уже изъеден изнутри, - это проявляется именно в ситуации физического выживания, в которой оказались герои. Природа выступает в фильме как зеркало, проявляющее все настоящее в человеке. Выясняется, что Андрей способен бросить человека в тайге на верную смерть, но Природа, как античный Рок (недаром же режиссер отсылает нас к нему), готовит ему зеркальную кару. И тут не помогут его навыки охотника. Зато Надя, абсолютно городской, изнеженный человек, неожиданно проявит свою человеческую чистоту и силу. И только это окажется важным. В отчаянной во всех смыслах ситуации героиня найдет в себе силы спасти Андрея. «Слабая» героиня Татьяны Полосиной, несмотря на разбитое сердце, не может предать.

Фильм «Двое» показывает неожиданно зрелое мастерство молодого режиссера. Его можно смело рекомендовать зрителям любого возраста и образования, но, конечно, в первую очередь, молодежи. Камерный фильм рассказывает о человеческих чувствах и ценностях глубоко, просто и без морализирования, при этом он не скучен по форме, полон и внутреннего, и внешнего экшена. В фильме есть несколько интересных режиссерских находок, но не буду лишать вас удовольствия увидеть все самим. Все же главный посыл фильма куда важнее: берегите себя от разрушения. Не предавайте себя и других. Любите, несмотря ни на что.


Фото сайта https://filmpro.ru