«Летние балетные сезоны» на сцене РАМТа в самом разгаре. По давно установившейся традиции проект приглашает солистов знаменитой парижской Opera Garnier (так сегодня чаще называют прославленный Grand Opera) для исполнения главных партий в классических шедеврах. Для поклонников балета это возможность увидеть артистов прославленного театра на отечественной сцене, сравнить стили и технику, получить новые яркие впечатления. Для французских балерин и танцовщиков – дополнительный шанс еще раз выступить в любимых партиях, ведь, как известно, балетный век недолог. А для коллективов, участвующих в проекте, это всегда и возможность для самосовершенствования в ходе репетиций, и особый драйв на самих спектаклях.

В этом году гостями «Сезонов» стали молодые, но уже составившие себе имя танцовщики Парижской оперы. Элоиз Бурдон – лауреат премий Prix du Cercle Carpeaux (2010) и Prix du public, присуждаемой Ассоциацией Парижской оперы (2011). Жереми-Лу Кер – лауреат третьей премии и бронзовой медали на Международном конкурсе артистов балета в Варне (2014). Бурдон и Кер – танцовщики, близкие по духу: у обоих в репертуаре классические партии в постановках Рудольфа Нуреева «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», оба с удовольствием танцуют хореографию Джорджа Баланчина и Сержа Лифаря.

Парижские гости не впервые выходят на сцену РАМТа в рамках «Летних балетных сезонов». Три года назад они исполняли главные партии в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса и в особенно любимом нашей публикой «Щелкунчике» Чайковского. В прошлом году Жереми танцевал в Москве одну из своих любимейших партий – бессмертного шекспировского влюбленного в «Ромео и Джульетте» на музыку Сергея Прокофьева. Сейчас пришел черед «Жизели» Адольфа Адана.

Балет этот считается одним из самых «французских», несмотря на то, что в основу сюжета легла старинная легенда о девушках-виллисах, и после смерти сохранивших любовь к танцу, записанная выдающимся немецким поэтом Генрихом Гейне. Французские корни балета уходят в цикл стихов другого гения романтической поэзии – Виктора Гюго – о молодой испанке Жизели, которую любовь к танцу лишила жизни на пороге бального зала. В итоге Теофиль Готье, чьи лавры балетного либреттиста не уступали заслугам писателя, придумал одну из самых пленительных балетных историй, музыку к которой композитор Адольф Адан сочинил за десять дней. И вот уже больше полутора столетий «Жизель» не сходит со сцен ведущих театров мира.

Солисты Grand Opera продолжают эту великую традицию, памятуя, что для балета романтического, помимо выверенной техники, необходимо глубокое проникновение во внутренний мир героев. Как говорит Элоиз Бурдон, «настоящей балерине всегда хочется привнести в образ частицу себя, так, чтобы можно было следовать за музыкой и своими собственными чувствами, не нарушая хореографию, бесконечно искать в себе лучшее выражение для роли. В классическом танце свобода самовыражения заключается в работе над своим внутренним миром. Она занимает много времени и заставляет постоянно думать. Это очень трудно, но так упоительно».

И Элоиз Бурдон, и Жереми-Лу Кер всегда с удовольствием приезжают в Россию. Элоиз называет Москву городом из снов, который «соединяет в себе все приятные странности Востока, что вызывает огромное любопытство». Несмотря на достаточно жесткий репетиционный график, артисты успевают погулять по нашей столице. Элоиз очень любит Красную площадь и собор Василия Блаженного, который каждый раз производит на нее неизгладимое впечатление. «А в этот приезд, – призналась балерина – мне хотелось бы попасть в Кремль, в Оружейную палату, где хранятся царские сокровища, и в музей Достоевского – я преклоняюсь перед литературным гением Федора Михайловича».

Среди постоянных зрителей «Летних балетных сезонов» у Жереми-Лу Кера немало преданных поклонников, и артист дарит им ответную любовь: «Для меня большая радость и честь танцевать для российской публики. Она по-хорошему ненасытна, любит балет и требует от тебя полного включения, полной отдачи. Конечно, выступать перед таким искушенным зрителем — очень ответственно. Мне нравится, что «Летние балетные сезоны» дают зрителю возможность увидеть множество классических балетных постановок в исполнении разных трупп. Не знаю других стран, в которых это было бы столь же легко и доступно. На мой взгляд, для москвичей и гостей города это большой подарок и удача».

Когда речь заходит о русских мастерах балета, Жереми не может скрыть волнения: «Ваши выдающиеся танцовщики – живые легенды, уникальные личности. Одно только упоминание их имен заставляет учащенно биться сердце. Я с огромным уважением к ним отношусь. Кажется, что они обладают каким-то особым даром, и именно поэтому их танец столь идеален. Такое ощущение, что любовь к балету живет у них в крови или зашифрована в генах».

«Летние балетные сезоны» для многих зрителей становятся первым шагом на пути к пониманию классической хореографии, поэтому было особенно интересно узнать, что посоветовал бы профессионал такого уровня человеку, впервые пришедшему на балет. «Балет нужно смотреть сердцем, – считает Жереми-Лу Кер. – У каждого человека своё восприятие, своя чувствительность к прекрасному. Один будет восхищен хореографией, другой – музыкой, третий – декорациями и костюмами. Это немного похоже на то, как посетитель музея рассматривает картину: с каждым она говорит на его языке. Вести ли диалог – это зависит исключительно от вашего желания и настроения. А для меня балет – это сила духа, физическая и психологическая, выраженная через тело. Нужно только открыть глаза».

Хореографический марафон «Летних балетных сезонов» перевалил за «экватор»: от театра балета «Арт-Да» Валентина Грищенко эстафету принимает Национальный классический балет под руководством Анны Нехлюдовой. До 28 августа на сцене РАМТа жемчужины мирового репертуара: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Золушка», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Баядерка».

Фото: Михаил Свешников