Сегодня люди столкнулись с тем, о чем не знал ни один психолог или педагог прошлых лет. Совершенно не смешно звучат уже шутки о том, что современным мамам не приходится строгим тоном велеть загулявшемуся ребенку возвращаться домой. Наоборот, они всеми силами стараются выгнать чадо на прогулку, лишь бы ребенок меньше проводил времени за компьютером.

Но многие уже поняли, что простые запреты не работают. Некоторый эффект может дать попытка увлечь ребенка оффлайн активностями, ради которых он, в том числе, идет в Интернет… Кстати, а вы знаете, зачем ваш ребенок выходит в Интернет? Так вот, по данным Росстата в 2016 году:
  • 90,2% детей выходили в Интернет для личного общения;
  • 73,1% скачивали музыку, фильмы и игры;
  • 63,8% получали дистанционное образование и пользовались электронными библиотеками;
  • 46,6 % читали новости, статьи, просматривали различные информационные ресурсы.
Как мы видим, поколение Z на самом деле не так сильно изменилось в своих потребностях. По-прежнему для подростков 12-17 лет самое важное – открытие чего-то нового и общение. Они не ждут вопроса: «Как дела в школе?» или «Что ты получил?» Они хотят качественного общения, которое помогает им узнавать себя и мир вокруг.

В 2017 году в двух тысячах российских школ был запущен проект «Всероссийская школьная летопись», основной задачей которого стало объединение классов общим делом. Его основатели Сергей Макаренков – заслуженный работник культуры, педагог и профессиональный издатель, и Марина Смирнова – президент самого крупного в России литературного конкурса для молодежи «Живая классика». Объединять подростков решили ни много ни мало – изданием собственной книги.

- Идея в том, чтобы сделать класс небольшим издательством, - рассказывает об идее проекта Сергей Макаренков, - в котором, как и в большом профессиональном коллективе, у каждого есть свои задачи, возможности и таланты. Возможно, кто-то сразу станет автором – напишет об успехах или проблемах школы, города или края. В каждом классе найдется успешный иллюстратор и, возможно, не один. Кто-то проявит себя как отличный организатор или генератор идей. Это большая и очень интересная работа как для самого класса, так и для учителя. Это возможность раскрыться тем ребятам, у которых это не всегда получается в рамках школьной системы. Ничто не воспитывает так, как общее дело. Поначалу были сомнения и опасения в том, будет ли проект интересен, найдет ли участников. Но мы были удивлены: при том, что особенной рекламы у нас не было, более двух тысяч регистраций на сегодняшний день – это, кончено, отличный старт.

- Всероссийская школьная летопись – это возможность сохранить свое мировосприятие в разном возрасте, - добавляет Марина Смирнова. – Мы ведь не помним, какими мы были в первом, пятом классе, все забывается, а потом возникает недопонимание с собственными детьми. Школьная летопись – это возможность остановиться, задуматься, научиться рефлексировать. Сегодня дети массово ведут публичные дневники. Их посты в социальных сетях, правда, носят сиюминутный характер: чаще всего пост утрачивает актуальность уже через несколько часов после публикации и «проваливается» в ленте. Собрать и выделить из всех этих текстов самое важное и сохранить навсегда – задача школьной летописи. Участие в процессе написания книги формирует небезразличное отношение к печатному слову, литературе, чтению. Неужели кто-то после того, как держал в руках книгу, созданную его собственным трудом, когда-нибудь будет способен отнести другие книги в макулатуру?.. Мне кажется, этот проект очень важен для всестороннего развития ребенка, в том числе духовно-нравственного.

Всем книгам присваивается международный стандартный книжный номер (ISBN), их электронные версии хранятся в Российской государственной детской библиотеке и Российской книжной палате – таким образом каждая книга становится частью культурного достояния страны.

Впрочем, проект «Всероссийская школьная летопись» - это не только возможность издания собственной книги, один экземпляр которой печатается для класса совершенно бесплатно и поступает в школьную библиотеку, а другой – отправляется в РГДБ, это еще и возможность для учителей повысить свою квалификацию. Педагоги и психологи проекта подготовили методические разработки, которые не только помогают сделать классу свою книгу и по-новому выстроить отношения в коллективе, но и позволяют улучшить качество дальнейшей работы преподавателя.

По сути, проект «Всероссийская школьная летопись» можно рассматривать как вариант популярного в современных крупных компаниях team building, то есть, построения команды. В компаниях на эту деятельность нередко заложен достаточно приличный бюджет, потому что все понимают: от построения отношений внутри коллектива напрямую зависит успех компании на рынке. Актуально это для школ еще и потому, что основы системы командообразования очень похожи на те, что были на вооружении у Антона Макаренко. По моими наблюдениям, имя этого великого педагога достаточно редко всплывает в современной жизни, но все же это человек, построивший действительно уникальную образовательную систему. Поэтому хочется верить, что скоро многие из участников проекта «Всероссийская школьная летопись» напишут если не педагогическую поэму, то самую настоящую школьную летопись, которая так же изменит судьбы ее участников.

Подать заявку на участие в проекте «Всероссийская школьная летопись» несложно. Сделать это можно на официальном сайте проекта https://school-letopis.ru. Каждому зарегистрированному педагогу дается доступ к личному кабинету. В нем можно составить план работы над рукописью, вести переписку с личным консультантом и полностью контролировать процесс создания книги. Принимать участие в проекте удобно: к каждому из четырех шагов написана подробная пояснительная записка. За каждым проектом закрепляется куратор. Он посоветует, как распределить работу между учениками, поможет поставить реалистичные сроки и расскажет, как сделать обложку. Здесь же, на сайте, готовый вариант книги отправляется на верстку… Присоединяйтесь и создайте свою школьную летопись!


Фото Пресс-службы проекта «Всероссийская школьная летопись» и РГДБ