Но, посмотрев на обложку, обрадовалась уже я! Соавтора книги – знаменитого профессора психологии Вадима Артуровича Петровского – я уже долгие годы знала его по книгам и семинарам. И когда Алексей попросил отрецензировать книгу, с радостью согласилась.

Энкодами (от англ. encode - закодировать) авторы называют нарочито двусмысленные высказывания, основанные на использовании речевых клише. Такие, например, как «Иногда охотник и его жертва меняются местами…», «У всех свои причины», «Только дождь знает, когда раскроется цветок…», «Заряжены на победу?», «Если ты мой сон, то я твой…», «При хорошей рекламе и товар не нужен!», «Шутить нужно уметь…», «Любая неудача это замаскированная удача» и так далее. И уверяют, что именно фразы-энкоды выступают структурирующим и формальным элементом эффективной коммуникации.

Энкоды? Что это? С первого взгляда, фразы, которые запутывают общение и мешают договориться, уводят разговор от темы, переключают внимание собеседника, отвлекают его и вводят в ступор. Однако, обратимся к практическому использованию энкодов в повседневной жизни.

Обращаясь к феноменам процесса общения люди общаются не друг с другом, а со своими представлениями о тех, с кем они в диалоге, что часто приводит к искажению информации и разговору в разных смысловых траекториях. Например, один собеседник ведет диалог с позиции своего представления «о себе» и представления «о собеседнике», которые совершенно могут не совпадать с представлениями другого собеседника «о себе» и «о собеседнике». При этом использование пословиц, афоризмов и крылатых фраз, которые заостряют и усиливают вашу мысль, не помогает облегчить понимание, а осложняет ситуацию. Энкод же, наоборот, не заостряет, но распыляет, а поскольку звучит туманно, то заставляет подумать о том, что же на самом деле имеется в виду? Авторы называют энкоды «смазкой для общения, которая не имеет минусов». И это, пожалуй, действительно так.

Использование энкодов способствует бесконфликтному общению и книга «Идеальный аргумент» (остроумные и запоминающиеся иллюстрации к книге выполнены художником Георгием Мурышкиным) бесценна с этой точки зрения. Внося в общение игровой элемент, она позволяет наладить взаимопонимание между участниками диалога. А если говорить об «Учительской газете» - между учителями и учениками, в том числе. Учитель, который знает смешные забавные фразы и постоянно их использует, быстрей и легче войдет в контакт и выстроит взаимоотношения с учениками, сможет дольше удерживать фокус их внимания, да и дети будут любить его с большей степенью вероятности, чем «сухаря», который отдает прямые указания. Собственно, в детской среде как раз забавные фразы в большом ходу. Так что, эта книга может сделать учебный процесс более интересным, полезным и увлекательным. Общение энкодами в педагогической среде разных субъектов общения (ученик – ученик, учитель – ученик, учитель – учитель и т.д.), на мой взгляд, формирует и некую корпоративную культуру образовательного учреждения, и «сленг» общения, что, несомненно, объединяет коллектив, позволяя выстраивать доверительные коммуникации. Возможно, авторы расширят приведенную таблицу энкодов, и появятся тематические энкоды в сфере образования. 

Книгу можно назвать и практическим пособием или, как сейчас модно говорить, сборником лайфхаков по противодействию буллингу. Буллинг, к сожалению, не редкое явление и очень часто его жертвой становятся ученики, которые не умеют отшучиваться, воспринимают ситуацию прямолинейно и своей реакцией провоцируют продолжение агрессии в свою сторону. В конце книги есть таблица из почти 1500 тысяч фраз, размеченных по сферам применения, которыми можно легко воспользоваться. И как раз противодействие агрессии – это одна из сфер, выделенная авторами. 

Применение энкодов в данных ситуациях поможет сгладить и смягчить общение в значительной части спорных и конфликтных вопросов. Причем, не только острых или открытых, но любых, которые возникают в жизни в самых разных жизненных ситуациях, например, в ситуации переговоров. Не зря именно энкоды из этой книги («Давненько я не говорил слово "супер"!», «Неужели все подались в злодеи?», «Все быстро проходит, правда, иногда затягивается!», «Этим можно воспользоваться», «Назовём это "заговором старых шкафов"», «Не к добру такие песни», «Деньги сближают!», «В любом случае я буду думать, что всё, что происходит, - во благо...» и др.) используются в переговорной игре «Удар юмора» профессионального переговорщика и разработчика игр Ольги Грищенко, которая также вышла в этом году. 

Отдельно хочется остановиться на стратегиях и тактиках эффективного конфликта, с точки зрения авторов. Опираясь на мнение Л.С. Выготского о том, «…что сознание человека – это некий театр, сцена, на которой живут и действуют люди, в нас запечатленные», и теорию Эрика Берна о том, «что в каждом из нас присутствуют три человека,…- три «я»: «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», авторы предлагают уникальные энкоды-обращения для «включения» и «выключения» в собеседнике нужного состояния «Я» (родитель, взрослый, ребенок). Многоадресное послание (энкод) разрушает целостное реагирование этих состояний человека и вносит «переполох» между ними. Результатом, как раз и является, не заданная реакция, а игра с оппонентом. 

Но если не попробовать говорить на языке энкодов – сложно понять получаемый эффект и азарт такого общения. Проще и понятней использовать их с друзьями, однако умелое и точное применение энкодов может повернуть самую неоднозначную ситуацию в вашу пользу при общении с другими людьми.

А в целом, прочитав книгу, хочется сказать не только о ее практикоориентированности и функции «карманного» пособия по эффективному общению, но и о ее теоретической ценности. Вадим Петровский и Алексей Ходорыч отразили не только значимость использования энкодов в повседневной жизни, но и создали крепкий «фундамент» методологического обоснования понятия «энкод» в психологической литературе, основываясь на эффектах общения, трансакционной теории Э. Берна, НЛП и теориях манипуляции. Взяв за основу треугольник С. Карпмана, исследователи подробно раскрыли роли, их переключение и выходы из них, рассмотрев этапы игр и использование энкодов на каждом из них.

Термин «энкоды» набирает популярность в повседневной и научной жизни. Но, обозначив свое существование и право быть в качестве эффективного средства коммуникации, они рождают и вопросы. Да, превосходство в общении с позиции «сверху-вниз», манипулятивного общения с их помощью абсолютно доказано, но интересен в то же время вопрос: на сколько оправданно и эффективно использование энкодов в гуманистическом общении «на равных»? Кроме того, эффективность использования энкодов может зависеть от эмоционального состояния, волевой регуляции и личностных качеств как коммуникатора, так и реципиента.

С другой стороны, можно предположить, что, возможно, существуют наиболее благоприятные профессиональные и личные сферы для эффективного использования энкодов. Например – бизнес, образование, наука, личные отношения.

Энкоды появились из практики как результат в процессе диалога, спора, конфликта. Их теоретическое изучение только зарождается. Так что, книга «Идеальный аргумент» не закрывает тему двусмысленных фраз, оптимизирующих общение, а обозначает фронт работ для дальнейшего изучения, психологических и лингвистических разработок. Но уже сейчас я могу уверенно утверждать, что энкоды, действительно, позволяют выйти на иной уровень общения, вести и поддерживать диалог с легкостью, открывают другую реальность взаимодействия, наполняют разговор интригой и азартом, делают его более интересным и позволяют добиваться поставленных целей. 

Когда-то метод диалектических споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов, способствовал рождению истины. Можно сказать, что энкоды - это веяние современности, и они рождают истину разговора в метафорических смысловых выражениях.


Об авторе:

Светлана Васильевна Жолудева – зав. кафедрой организационной и прикладной психологии образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета