Герой книги - Холден Колфилд, взрослеющий подросток из обеспеченной семьи, стремительно избавляется от иллюзий по поводу общества, в котором он живёт. Для юношей и девушек во множестве стран юный Колфилд стал любимым героем, отражающим их собственный опыт, первые попытки противостоять конформизму, душевную боль, максимализм цинизм. Во многих американских школах эта книга сейчас входит в списки рекомендованной литературы.

Дэнни Стронг — актёр и сценарист, «За пропастью во ржи» - его режиссёрский дебют. В оригинале фильм называется «Бунтарь во ржи» (Rebel in the Rye). В основу фильма легла биографическая книга Кеннета Славенски о Сэлинджере под названием «Идя через рожь» (Salinger: A Life). Дело в том, что уже в 50-х годах писатель запретил экранизировать своё самое известное произведение. Ему хотелось, чтобы у каждого читателя в голове был свой собственных Холден Колфилд, чтобы тот не стал заложником экранного образа. И вот теперь фильм по Сэлинджеру всё-таки сняли. Только не по самой книге «Над пропастью во ржи», не по её тексту, а по её истории. Истории рождения одного из самых противоречивых шедевров XX века.

Сэлинджер писал: «Холдена Колфилда, по моему сверхпредвзятому мнению, сыграть невозможно в принципе. Вам не хватит просто Чувствительного, Умного, Талантливого Юного Актера в Двустороннем Пальто. Для этого вам понадобится человек поистине загадочный, а если у какого-то молодого человека и есть в душе загадка, то как распорядиться ею, он наверняка не знает. И никакой режиссер, уверяю вас, ему в этом не поможет». Проблема в том, что человек, играющий Сэлинджера, играет Холдена Колфилда. Всегда. Писатель подтверждал в немногочисленных интервью, что главный его герой имеет огромное количество автобиографических черт. Молодому актёру Николасу Холту в роли Сэлинджера недостаёт той самой «бунтарскости» и загадочности его прототипа, которая послужила последнему отправной точкой для занятий литературным творчеством. Холт играет сдержанно, можно сказать, осторожно. Сцены, где герой напуган или в ярости, оставляют ощущение лёгкого недоумения: актёр вроде бы на месте и вроде бы объясняет лицом и голосом, какие эмоции испытывает герой (то есть, в данный момент — он сам), но до зрителя как будто не доходит...

Остальные герои довольно типичны для подобного биографического фильма. Они напоминают персонажи особенного, голливудского кукольного театра: тут и Учитель (остроумный и талантливый преподаватель Колумбийского университета, в исполнении, кстати, по-прежнему восхитительного Кевина Спейси), и понимающая Мать, и Отец-Не-Исполнивший-Мечту-Молодости, и циничные Бизнесмены-издатели, и Прагматичный друг (обаятельная Сара Полсон в роли литературного агента Сэлинджера) и роковая Красавица (Зои Дойч в роли юной вертихвостки Уны О`Нил, последней жены Чарли Чаплина), и Душечка-супруга (до поры до времени, правда...). Тем не менее, фильм и впрямь позволяет нам понять, пусть и в романтизированной форме, с какими проблемами столкнулся молодой писатель сначала на пути к славе, потом — в её длинной тени. Нежелание идти на поводу у издателей, покалечившие психику картины войны, ошеломляющая известность, борьба с собственными недостатками и сопротивление недостаткам общества... В конце концов, Сэлинджер от этого общества навсегда уходит, подтверждая мысль о том, что быть писателем — это не то же самое, что быть издаваемым, «успешным человеком». Быть писателем — значит писать. Писать так, чтобы Миру от тебя больше ничего не требовалось.


Фото с сайта kino.prim.land