В основе спектакля молодого, но уже заявившего о себе режиссера Александры Толстошевой – пьеса и повесть Николая Носова. Классическая советская литература по-прежнему интересна маленьким читателям и не забыта взрослыми. И еще неизвестно, кому спектакль больше понравится — действо пронизывают ностальгия и теплота воспоминаний.

Спектакль построен «по-взрослому»: обитателей Цветочного города, решивших отправиться в неизведанные дали, играют постоянные артисты театра, славящиеся естественной интонацией, особенной органикой и фирменной тонкой иронией. «Приключения» вызывают не столько смех, сколько улыбку, заставляя сопереживать милым героям, пришедшим из далекого детства, любимой книги, прочитанной мамой или бабушкой. Именно поэтому приходить в «ОКОЛО» лучше семьей: дети будут с увлечением следить за сюжетной составляющей, старшее поколение полюбуется на вдумчивую исполнительскую манеру. А после просмотра настанет время сверить впечатления и понять, что обаятельный хулиган Незнайка (Алексей Артемов) остался прежним: любит приврать, хочет быть в центре внимания, интересуется всем новым и почти не умеет танцевать.

Режиссер сохраняет сюжетную канву, хотя формат и хронометраж не позволяют заострить внимание на деталях. Повзрослевший Знайка (Алексей Мишаков) в своей лаборатории вспоминает о путешествии в Зеленый город, где живут одни девочки. Художник Ольга Богатищева выстраивает декорацию, используя всю поверхность стены: обшитая материалом, с виду похожим на металл, она расцвечена кнопочками, надписями, загадочными предметами, маленькими откидными дверцами, превращающимися в сиденья. Выдвижной стол кажется чудом инженерной мысли неугомонного Шурупчика (Никита Логинов), обожающего мастерить сложные, но не всегда полезные вещи. Изобретательство и простые объяснения непростых физических явлений весомо присутствуют в постановке, превращая развлечение в обучающий, но совсем не скучный процесс.

Действие происходит по большей части в больнице Зеленого города, куда в буквальном смысле занесло путешественников. В спектакле остроумно обыгран полет на воздушном шаре: обмотанные веревочной сетью герои в клубах пара тянутся вверх, а «космическая» музыка и мерцающий свет помогают поверить в иллюзию. Но воздушный транспорт коротышек терпит крушение, и друзья оказываются под присмотром нежной Синеглазки (Мария Погребничко), решительной Снежинки (Екатерина Кудринская) и деятельного главврача Медуницы (Ольга Бешуля). Начальница медицинского учреждения сыграна виртуозно: эпизоды с ее участием вызывают смех и у детей, и у взрослых. Первых порадуют комические жесты и реплики героини, вторым придется по душе точное и характерное проникновение артистки в образ.

Ольга Бешуля, одинаково достоверная и в драматической, и комедийной роли, становится самым ярким и веселым персонажем спектакля. Каждый зритель наверняка видел таких врачей в поликлинике: в ней сочетаются желание помочь пациенту с намерением показать, кто здесь главный. Дуэт Медуницы и ее коллеги Пилюлькина (Сергей Каплунов) решен остроумно и узнаваемо: спор эскулапов о методах лечения – один из наиболее удачных и запоминающихся эпизодов. Вынужденный уступить даме, доктор понуро бредет на процедуры, сопровождаемый песней «Этот мир придуман не нами».

Артисты «ОКОЛО» не играют персонажей детской книги, а изображают вполне понятных реальных людей с особенностями характера и темперамента. Одетые в одинаковые комбинезоны, отличающиеся только цветом лент-нашивок, они, тем не менее, не похожи друг на друга. Особенно комична и даже трогательна пара мастеров Винтика (Юрий Павлов) и Шпунтика (Александр Сазонов). Упрямо-мрачен и непоколебимо честен Ворчун (Наум Швец), легкомыслен писатель Смекайло (Максим Солопов), нянечка, а по совместительству поэтесса Семицветик (Наталья Позднякова) добра и бестолкова. Но самый неугомонный и любознательный персонаж – Незнайка, ни минуты не сидящий на месте, постоянно включающий сигнализацию и грозящий в азарте разнести декорацию, как с юмором сообщает зрителям Ольга Бешуля. Молодой красивый Алексей Артемов решает своего героя почти в романтическом ключе, так что внимание со стороны девочек разных возрастов - и не только тех, что находятся на сцене - ему обеспечено.

Завершается спектакль праздником и танцами: героини в красивых платьях танцуют с путешественниками, мило болтая о приключении, сблизившим их друг с другом. Слаженная ансамблевая игра артистов подчеркивает мысль о единении: семейном, дружеском, позволяющем найти общность интересов и чувств. Зрители, пришедшие на премьеру Театра «Около дома Станиславского», наверняка порадуются тому, что шарик из носовской книги нынешней зимой прилетел в Москву.


Фото Романа Астахова