Штучный товар

Формально жюри – учредитель премии и председатель фонда Зоя Богуславская, композитор Алексей Рыбников, актеры Алла Демидова и Олег Табаков, поэт Юрий Кублановский и переводчик Елена Пастернак - выдвигает кандидатов, так или иначе продолжающих традиции Андрея Вознесенского. Они должны быть на острие времени, злободневны, при этом новаторство их берет исток в классике. По сути же в списке победителей оказываются те, кто уже недвусмысленно заявил о себе, но не примелькался, чье искусство не меряют оптовыми партиями, скорее оно – товар штучный, да и сами они в большинстве своем не из отряда «глянцевых» персонажей, бесконечно мелькающих, но непонятно чем занимающихся. Сложно ли нынче найти таких? О своих трудностях судьи предпочитают не распространяться, но что-то подсказывает, что задача у них не из легких… Планку надо держать, ведь среди действующих лауреатов - режиссеры Владимир Панков и Кирилл Серебренников, актеры Владимир Машков и Тимофей Трибунцев, пианистка Екатерина Мечетина, крымский поэт Андрей Поляков, дирижер Теодор Курентзис

Один против ста миллионов

В прошлом году «Парабола» обзавелась двумя дополнительными номинациями: молодежной и «антикризисной». С первой все ясно – название говорит само за себя. Вторая же на деле является грантом, который выделяется художнику на его проект. На этот раз «антикризисная» награда, доставшаяся актеру «Гоголь-центра» Александру Горчилину, пополнит скромный бюджет его дебютной картины «Кислота». История о двух инфантильных музыкантах, ищущих свое место в жизни, должна выйти на экраны в феврале будущего года.

- Это первая премия в моей жизни, - признался Горчилин на торжественной церемонии в Доме литераторов. – Сейчас такое странное время, когда у тебя чаще что-то забирают, чем дают, поэтому получить такую награду особенно приятно. Кроме того, она доказывает: то, что я делаю необходимо и интересно еще кому-то, помимо меня.

Молодежные премии сезона-2017 у продолжателя знаменитой актерской династии Ивана Янковского и пианиста Филиппа Копачевского. Накануне церемонии награждения Янковскому-младшему минуло 27. Несмотря на то, что карьера его еще на самом старте, копилка наград у артиста уже весьма солидная. За свои работы в фильмах «Тряпичный союз» и «Пиковая дама» Янковский удостоен приза за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр» и премии «Золотой орел». «Параболой» же отмечена его театральная работа – блистательно, по мнению членов жюри, исполненная на сцене театра Ермоловой роль Зилова в вампиловской «Утиной охоте». Представляя гостям церемонии Филиппа Копачевского, Алексей Рыбников заметил, что в одном только Китае 100 миллионов пианистов. А сколько их играет по миру – и не сосчитать. Но музыки от этого больше не становится, потому как на деле с пианистами – беда. Хороших – по пальцам сосчитать. Копачевский – один из них.

Поэты и спасители

Основной премией, а также изящным к ней дополнением – часами в яйце «Фаберже» - наградили троих: двух поэтов и кинорежиссера. Каждый из лауреатов, выходя за наградой, как и положено настоящему интеллигенту, искренне изумлялся: а меня-то за что? Да разве я сделал что-то особенное? Это ведь просто моя работа. Такая реакция – признак здоровья. Значит, за дело наградили. Сами посудите. Поэт Владимир Козлов живет в Ростове-на-Дону. Выпускает литературный журнал «Prosodia» - актуальный, умный, внятно объясняющий, что такое современная поэзия, как ее читать и понимать. Журнал не для всех. А жаль. Ведь чем больше читателей будет у литературных журналов, тем благоприятнее будет прогноз «человеческой» погоды на завтра.

- У нашего проекта одна сложность, - грустно улыбается Владимир Козлов. – Мы никогда не уверены, найдем ли бюджет для следующего номера. Благодаря «Параболе», я знаю, что ближайший выпуск точно состоится.

Поэта Марию Ватутину с победой хочется поздравить особо. Ведь ее редкой мощи стихи дважды печатались в «УГ»: в литературных альманахах 2014 и 2016 годов. По замечанию современного классика Юрия Кублановского, Мария продолжает традицию Вознесенского тем, что живо откликается на день сегодняшний со всеми его неурядицами, шероховатостями и скупыми радостями. В том, что однажды вереница ее строк займет свое место на русском поэтическом Парнасе – сомнений нет. Главное, чтобы не сбылось ее же пророчество: «И наши голоса торопятся постичь родительскую речь, и печи варварские топятся, где наши книги будут жечь…» пусть лучше вот это исполнится: «На Руси любой поэт – спаситель, через них и будем прощены».

Вручая премию режиссеру Борису Хлебникову, чья «Аритмия» вызвала такое воодушевление у кинообщественности – как профессиональной, так и зрительской – что Зоя Богуславская вспомнила строчку Вознесенского, очень точно передающую настроение нынешней эпохи: «некогда думать, некогда, в офисы – вагонетки, есть только брутто, нетто — быть человеком некогда!»

- Честно скажу, я потрясена фильмом «Аритмия», потому что он о том же, о чем предупреждал нас некогда Андрей Андреевич: быть человеком – некогда, - объяснила Зоя Борисовна решение жюри.

Впрочем, у тех, кто видел картину Хлебникова, этот выбор вообще не вызывает вопросов. Потому что если ее герой, непутевый человек, но истинный врач может вылечить аритмию сердца, то фильм – местами смешной, местами невыносимо горький – вполне способен излечить аритмию души. Ну, или хотя бы напомнить, что мир вокруг – это не только «брутто, нетто» и стоит все же поискать время, чтобы вновь стать человеком, идущим к своей правде - по параболе... 


Фото: Герман Власов и Независимый благотворительный фонд имени Андрея Вознесенского