«Книги Длинного списка рассказывают о детях и взрослых, о людях и животных, о прошлом и будущем, иногда придерживаясь жестких жанровых канонов школьной драмы, фантастических приключений, даже детективного триллера, иногда – пускаясь в замысловатый полет, свободный от почти что любых правил. Но всякий раз это злободневный рассказ о том, что на самом деле тревожит, волнует и радует современных российских подростков. Панорама, в которую складываются столь разные рассказы (преимущественно повести, конечно), необычна и очень интересна», – говорит эксперт конкурса писатель и журналист Шамиль Идиатуллин.

Эксперт «Книгуру», литературный критик Евгения Шафферт прокомментировала выбор жюри так: «Авторы в этом сезоне совершенно не боялись экспериментировать. Не всегда эти эксперименты оказывались удачными, но зачастую любопытными. Мне попадались рукописи без сюжета, без главного героя, тексты, составленные из одних диалогов, и произведения на неожиданные темы. Пожалуй, из тех, кто прошёл в Длинный список, мало кто выбирал проторенные тропы, эти авторы дадут читателям редкую возможность увидеть привычное под неожиданным углом и задуматься над совершенно новыми проблемами».

Необычный взгляд на подростковую тему предложила и Светлана Потапова в повести «Ремонт» (она была опубликована на «Книжной полке» нашего сайта). Это жесткая, честная и одновременно дающая надежду вещь. Светлана работала учителем в школе, около 10 лет как корреспондент «Учительской газеты» (спецкор в Великом Новгороде) ездила по образовательным учреждениям страны, много общалась с детьми и педагогами. «Идея повести родилась из наблюдения за конкретным случаем и обросла историями других детских одиночеств и печалей, известных мне, - призналась нам автор. - Повесть писалась легко, и с большими перерывами на журналистскую деятельность на нее ушло около полугода. Вдохновило меня на ее создание чтение романа «Убить пересмешника». Как ни странно, я эту знаменитую книгу ранее не читала, прочла после смерти автора Харпер Ли 19 февраля 2016 года. Искренность, убедительность, попадание в тональность детства романа произвели на меня сильнейшее впечатление. Параллельно мне рассказали о случае, легшем в основу повести «Ремонт» - о 15-летней девочке, которая из-за конфликта с матерью решила жить самостоятельно в отдельной квартире. Эта житейская история заставила сопереживать, вернуться в мир подростка. Очень часто бывает, что взрослеющий ребенок, тонко чувствующий фальшь, начинает рассматривать поступки самых близких людей – матери и отца - под слишком большой лупой. Недостатки близких кажутся подростку чудовищными, а проступки неисправимыми. Иногда взрослые действительно несут вину по отношению к детям. Но найти путь друг к другу можно и необходимо – в этом основная идея моей повести». Кстати, «Ремонт» - не первый литературный опыт Светланы. Она известна читателям «УГ» чудесной книгой «Семейные сказки Маши Светловой».

Мы искренне поздравляем нашу коллегу и желаем попадания в Короткий список «Книгуру», в который войдёт не более пятнадцати произведений. Он будет объявлен через две недели. Полные тексты произведений будут выложены на сайте конкурса kniguru.info. Там же откроется регистрация желающих стать членами жюри и начнётся читательское голосование. Напомним, «Книгуру» – единственный в мире литературный конкурс, результаты которого зависят только от голосования детей и подростков 10-16 лет.

Голосование юных читателей продлится 2 месяца, в начале декабря будут названы три лауреата «Книгуру». Призовой фонд конкурса составляет 1 миллион рублей.



Лонг-лист «Книгуру»:

Ника Батхен, «Карантин» (Феодосия)
Эдуард Веркин, «Пепел Анны» (Иваново)
Лилия Волкова, «Под созвездием Бродячих Псов» (Москва)
Станислав Востоков, «Брат-юннат» (Московская область)
Таня Грин, «Я онлайн» (Москва)
Нина Дашевская, «День числа Пи» (Москва)
Ирина Ильина, «Вернуться до катастрофы» (Таганрог)
Екатерина Каретникова, «Смерч» (Санкт-Петербург)
Анна Кириллова, «Пять рассказов о свободе» (Москва)
Александр Киселёв, «Сделайте добрые зверские лица!» (Калуга)
Майя Лазаренская, «Северный ветер дул с юга» (Москва)
Елена Ленковская, «Великие беспредметники» (Екатеринбург)
Артём Ляхович, «Дырка» (Киев)
Антонина Малышева, «Кот забвения» (Новосибирск)
Алёна Марьясова, «За два часа до снега» (Иркутск)
Оксана Миликова, «Каждому нужна своя Аляска» (Великий Новгород)
Арина Обух, «Муха имени Штиглица, или А будущее — по самочувствию» (Санкт-Петербург)
Евгения Овчинникова, «Иди и возвращайся» (Санкт-Петербург)
Валентина Ососкова, «Семнадцать мгновений летнего дня» (Москва)

Дмитрий Паткин, «Таня и Ботаня» (Омск)
Илга Понорницкая, «Рассказ про волка и другие рассказы» (Чебоксары)
Светлана Потапова, «Ремонт» (Великий Новгород)
Лариса Романовская, «Сиблинги» (Москва)
Елена Соковенина, «Дело тётушки Кеннел» (Рига)
Майя Тобоева, «Земля твоих грёз» (Якутск)
Виктория Топоногова, «Семнадцать дней под небом» (Москва)