В конкурсе игрового кино в этом году принимали участие 11 картин, большая часть из них - дебюты. Впрочем, похожая картина была и на июньском «Кинотавре» в Сочи. Национальные кинофестивали всё больше превращаются в смотры дебютного кино, мэтры предпочитают показывать свои картины вне конкурса. Но если на «Кинотавре» победу все же одержал фильм уже маститого режиссёра - блистательная «Аритмия» Бориса Хлебникова, то в Выборге заслуженная главная награда досталась дебютанту. Было очевидно, что фильм Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов», не только самый сильный в конкурсе, но и вообще - это одна из больших удач нынешнего киногода, который, кстати сказать, выдался весьма успешным. Отрадно появление нового серьёзного, вдумчивого, умного и талантливого режиссёра.

На заключительном открытом заседании жюри многие сетовали, что дебютантам не хватает яркости, смелости, дерзости в хорошем смысле этого слова, что они боятся быть самими собой и следуют по уже проторенной кем-то задолго до них дороге. Как метко выразился член жюри, режиссёр Юсуп Разыков, они делают «селфи на фоне картонного Тарантино». Тем более удивительно, что некоторые критики упрекали Александра Ханта как раз в том, что он не последовал заветам великого Квентина и не превратил свою историю в этакое зубодробительное кровавое мочилово с зомби и вампирами. Допускаю, что фильм про Витьку Чеснока может кому-то и не понравится, но не признать, что это яркое, талантливое, самостоятельное высказывание, по меньшей мере странно. К счастью, профессиональное жюри сделало абсолютно правильный выбор, дав картине главный приз и отметив бесподобного Евгения Ткачука (Витька Чеснок) наградой «за лучшую мужскую роль».

Еще один интересный дебют - «Хармс» Ивана Болотникова. Это не биографический фильм, а отчасти сюрреалистическая история, рассказанная в духе самого героя фильма. Прекрасен в роли Хармса польский актёр Войцех Урбаньски.

«Лес» Романа Жигалова - суровая драма, история любви, ненависти и какой-то беспощадной российской безнадеги. Картине не хватило внимательного редакторского глаза, но в целом это серьёзный и совсем небезнадежный дебют.



«Ничей» Евгения Татарова - традиционная мелодрама о брошенном подростке с открытым финалом, призванным по замыслу авторов внушать зрителям определённую надежду. Неплох исполнитель главной роли, юный актёр Олег Чугунов, получивший за эту работу диплом жюри.

Огорчил дебют продолжателя славной кинодинастии - фильм Петра Тодоровского-младшего «Лавстори» оказался скучным и вялым, хотя жанр мелодраматического роуд-муви, в котором он был заявлен, предполагает динамику, юмор и неожиданные повороты сюжета. Все это в картине Тодоровского, увы, отсутствует.

Дебютантка Ольга Попова сняла новогоднюю трагикомедию «Девушка с косой». По крупному счёту, этому фильму, конечно же, не место в фестивальной программе. Во всяком случае, в выборгском конкурсе. На фестивале комедий «Улыбнись, Россия!» он бы смотрелся более уместно. А ещё лучше будет посмотреть эту милую, незатейливую картину в предновогодние дни дома по телевизору. И, кстати, хорошо, что такие картины появляются, потому что традиционно перед зимним праздником ощущается нехватка нового кино такого плана, и все ностальгически пересматривают отечественную новогоднюю киноклассику.

Впрочем, пересмотр классики тоже полезен и необходим. В этом году на фестивале в Выборге отметили юбилеи сразу трёх фильмов - «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, «Время танцора» Вадима Абдрашитова и «Любить» Михаила Калика. Лишний раз была возможность убедиться, что хорошее кино с годами приобретает все большую ценность и смотреть его не надоедает никогда. Ну, а нынешним кинодебютам ещё только предстоит проверка временем. Впрочем, ленту «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» хочется пересмотреть уже сразу после финальных титров.

Фото с сайтов http://vgik-debut.com, family-values.ru