Александр Вампилов начал печатать рассказы и фельетоны еще во время учебы в Иркутском университете. Работал в областной газете, потихоньку «перекладываясь» в драматургию. Первой его пьесой стал «Дом окнами в поле», известный зрителям по короткометражке со Станиславом Любшиным и Ириной Купченко в главных ролях. «Прощание в июне» и «Старший сын» в советское время имели наиболее счастливую сценическую судьбу, будучи поставленными во множестве театров страны. Летом 1967 закончена знаменитая впоследствии «Утиная охота». Автор задумывался о  романе, но не успел осуществить замысел, нелепо погибнув за 2 дня до 35-летия.
По словам сценариста ленты Ольги Погодиной-Кузминой, трагедия непризнанного иркутского гения – сродни чеховской. Понять ее можно, только отталкиваясь от художественного образа пьес автора. Картина не становится киноиллюстрацией для ЖЗЛ, она не просто сообщает зрителю биографические факты, а смело обобщает и переосмысляет их, рассказывая о становлении большого писателя, о стойком, порой упрямом характере человека, не променявшего родной город на столицу. 
Друг Вампилова, публицист Борис Ротенфельд, считал, что писатель все равно уехал бы из Иркутска: драматург должен видеть свои пьесы на лучших сценах страны. Но одно его присутствие в жизни, пусть и далеко от дома, влияло бы на творческую атмосферу города. «Если бы Саня был…». Но его уже 45 лет нет с нами.
Для режиссера «Облепихового лета» Виктора Алферова картина станет дебютом в художественном кинопроизводстве: на его счету работы в театре и документальном кино, а вот игровых лент еще не было. Но для выросшего в Бурятии постановщика, хорошо знающего Байкал, имя Вампилова очень дорого, так что своим интересом он сумел заразить всех участников съемок. 
В главной роли – Андрей Мерзликин, чье портретное сходство с героем байопика поражает. Ему предстоит воплотить на экране короткую, но яркую жизнь Вампилова, в центре которой по замыслу режиссера – взаимоотношения сына и отца, расстрелянного в 1938 году, когда Саше не было и года. Из этой драмы, по мнению Алферова, родился знаменитый «Старший сын». Создателей фильма особенно интересует вопрос о реальной подоплеке пьес иркутского автора.
Фильм останавливается на одной из драм драматурга - его неосуществленных мечтах. Ведь Вампилов так и не увидел своих пьес на сцене МХАТа, а Олег Ефремов запоздало признавал, что не разглядел таланта Александра Валентиновича. Вампилов создал новый драматургический язык, и ставить его надо было, как Теннеси Уильямса, а не как советских сатириков. 
По словам исполнителя роли Ефремова Кирилла Рубцова, на роль худрука Художественного театра был очень большой каст: создатели картины отсмотрели актеров из Москвы, Питера и других городов. Остановились на пробах Рубцова, который не хотел превращать героя, еще недавно бывшего с нами, в застывшую маску: артист старался передать больное израненное нутро Ефремова. На вопрос, почему руководитель МХАТа не принял Вампилова, актер отвечает: «Мой герой говорит писателю: «Поймите, надо мной еще пять инстанций. Я-то вас хочу, но у меня план, спущенный сверху. Мы должны ставить то, что должны, а не то, что хочется». Ефремову мешало именно давление власти. Он, конечно, видел в Александре Валентиновиче талантливого человека, но было не место и не время. Приди он в Театр чуть-чуть попозже, все бы могло и сложиться. Такое несовпадение… Потом он уже любил эти пьесы и играл Зилова в «Утиной охоте», но было поздно».
В основе картины – документальный подход. Тщательно изучены факты, прочитаны статьи, отсмотрены записи. В «Облепиховое лето» войдут кадры прижизненных съемок Вампилова. Драматург существует в игровом пространстве как живой и реальный персонаж. Хотя без придуманных диалогов и встреч не обойтись – это же художественная лента.
Премьера фильма об Александре Вампилове намечена на декабрь. Хочется надеяться, что интерес к писателю не пропадет сразу после окончания юбилейных торжеств, а его творчество дойдет до современных читателей.