На входе зрителей приветствует сам художник, смотрящий с автопортрета 1925 года: задумчивое лицо молодого человека, самопогруженность и вдохновенная меланхолия определяют главные свойства его творчества - одухотворенность простоты и внимание к сущности вещей. Моранди сочетал традиции и современность, не увлекаясь при этом идеями неистового футуриста Филиппо Маринетти. На поверку его искусство оказалось созвучным сегодняшнему дню.

Посетителей ждет встреча с произведениями, выполненными в любимых жанрах художника, – пейзажами и натюрмортами. Хронологический порядок экспонирования позволяет проследить творческую эволюцию Моранди, в своем искусстве прошедшего путь от авангарда до классики. В его ранних работах ощущается легкое влияние футуризма, чуть позднее он обращает внимание на великое итальянское средневековье – полотна Джотто и Мазаччо, по колориту же ближе всех для него Пьеро делла Франческа. Цветовая гамма напоминает о фресковой технике: все оттенки песочного, кремового, бежевого, теплого коричневого. Слитность фона и изображения дает эффект парения предмета в пространстве.

Содержание картин варьируется мало: это бутылки, корзины, вазы и сосуды простых форм. Композиции также сходны между собой. Бесконечная повторяемость изображений рождает медитативное настроение. Стремление вскрыть глубинную суть вещей роднит мастера с его выдающимся предшественником Полем Сезанном, равно как и желание работать сериями. Симметричная расстановка предметов, будто застывших на полотне, беглая проработка поверхностей, отсутствие контуров и монолитность знакомых объектов подчеркивает спокойствие и даже некоторую отрешенность от мирской суеты скромного болонского затворника.

Фотографии мастерской Джорджо Моранди подтверждают объективность и точность творческого метода художника: та же неяркая гамма, дающая отдых глазам, те же сосуды на полках. В московской экспозиции представлены предметы, запечатленные на картинах мастера: несколько ваз и бутылок, и узнаваемость моделей делают живопись понятнее и доступней для восприятия.

Минимализм, отсылающий к раннему Пикассо, чрезмерное внимание к деталям и холодноватая интеллектуальность в сочетании с композиционным однообразием способен несколько утомить зрителей, хотя знаменитые натюрморты живописца призваны стать ответом «засухе абсолютного абстракционизма». Однако серия пейзажей, выполненных в классической итальянской жизнерадостной гамме и напоминающих о солнечной родине Моранди, становится эмоциональным всплеском. В них узнается природа Болоньи, где художник творил в родительском доме на Виа Фондацца, – напоенном воздухом пространстве с окнами во двор. Сам мастер считал, что его город прекраснее Флоренции, хотя той и досталось больше великих имен и шедевров.

В 1930 году художник вернулся в болонскую Академию, где учился, уже в качестве преподавателя искусства гравюры. Кстати, Джорджо Моранди считается одним из лучших мастеров этого жанра. Его техника поражает совершенством: одной только поперечной штриховкой он умел передать до 12 оттенков серого! В экспозиции наряду с офортами представлено несколько оригинальных медных гравировальных досок, приоткрывающих секреты мастерства мастера. Чудесные букеты, существующие одновременно как изображения на пластине, офорте и акварели, демонстрируют не только техническую виртуозность Моранди, но и его тонкое чувство хрупкости земной красоты, ощущение гармонии окружающего мира.

Среди множества блестящих имен, прозвучавших в искусстве начала XX века, Джорджо Моранди занимает особое место. Его обманчиво простые картины обладают удивительной магией и обаянием. Покой и непостоянство, статичность и динамика парадоксально сочетаются в творчестве самоотверженного мастера, всю жизнь посвятившего поиску абсолютного совершенства и истинной сущности вещей.

Выставка продлится до 10 сентября.


Фото с сайтов tarutina.ru, valentina-site.ru