Привет Мелу Гибсону от Толливуда

«Бахубали» (фильмом открытия стала вторая часть, но на ММКФ привезли и первую часть саги) уже окрестили индийской «Игрой престолов» - ведь речь в ней тоже идет о войне мифологических персонажей, различных кланах внутри одного рода. И борьбе не менее яростной, братоубийственной, с предательствами и интригами, с неожиданными поворотами сюжета. Бахубали — сын умершей королевской четы, племянник правящей королевы Шивагами, который вырос благородным, мудрым юношей и непревзойденным воином. Его воспитали наравне с принцем Бхаллаладевой, который однако жаждет править безраздельно, коварен и хитер. И разумеется, последний подстроит так, чтобы Бахубали был изгнан любящей матерью (королева любит его и считает собственным сыном) и в конце концов предательски убит.

Корни этой истории куда глубже «Игры престолов», отсылающих к мифологии европейского Средневековья, - режиссер и сценарист (кстати, отец Раджамоули) черпали вдохновение из древнейших на Земле эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Повороты сюжета и характеры героев напоминают также «Бхагавад Гиту». Однако привет Голливуду тут тоже чувствуется — как признался режиссер, на него большое влияние оказали Мел Гибсон с его фильмами «Львиное сердце» и «Апокалипсис», и Ридли Скотт.

Уровень спецэффектов, и правда, великолепен: сцены многочисленных сражений весьма изобретательны, они завораживают масштабом и красотой, а трюки (например, фантастических прыжков Баху или его пробежка по спинам бегущих волов) не кажутся натяжкой, исходя из мифологичности происходящего. Тем более, что авторы прозрачно намекают, что принц Баху подобен богу, ведь Кришна время от времени воплощался на Земле. То же самое, только со знаком «минус», можно утверждать и в отношении главного злодея — в финале в него явно вселяется могущественный демон, настолько он становится силен и злобен.

Порадует публику и множанровость фильма — в нем есть элементы и эпоса, и мелодрамы, и комедии, и трагедии. По словам режиссера, это классический способ повествования в эпическом индийском фильме, который предполагает смешение девяти видов эмоций (Navarasa).

Интересно, что столь масштабный и высокобюджетный фильм создал даже не Болливуд, а Толливуд — так в многонациональной Индии называется производство картин на языке телугу (это как если бы в России сняли столь же мощный фильм на татарском языке, например). И это тоже полезно знать о такой богатой культурой стране, как Индия.



Документально. Супер!

Видели ли вы когда-нибудь несомненного живого гения? Молодой режиссер Юлия Бобкова его не только видела и знала, но и сняла о нем фильм. В том, что ушедший от нас в прошлом году 88-летний композитор Олег Каравайчук – гений, глядя на экран, убеждаешься сразу. Так непохож он на остальных ни внешне, ни внутренне, все его помыслы – о человечестве и музыке. Документальная лента «Последний вальс», о съемках которой уже писала «УГ», получилась признанием в любви, последней исповедью и прощанием одновременно.

Сначала о герое: Каравайчук известен синефилам музыкой к таким чудесным и разным картинам, как «Поднятая целина», «Город мастеров», «Короткие встречи», «Монолог». По словам музыкального критика Бориса Барабанова, это «человек-миф, полностью растворившийся в своей музыке, пианист, начавший карьеру в семь лет с концерта для Иосифа Сталина и выдавший на экзамене в консерватории собственную импровизацию за Баха, композитор, написавший невероятное количество гениальной киномузыки, питерский затворник, мудрец и фрик». Пожалуй, самое близкое слово для описания впечатления, которое он производит на окружающих, – юродивый, блаженный, городской сумасшедший в нелепом берете, обтягивающем невероятно худое тело свитере и с балетной походкой. Но этот его облик и поведение невероятно органично выражают его дар – чутко слышать в окружающем мире и Вселенной музыку. А она ставит точный диагноз нынешнему состоянию человечества, ибо сбивается с ритма и гармонии взвизгами и взрывами. Об этом его удивительная мелодия «Последний вальс», специально написанная для этого фильма, и все его блестящие импровизации.

Юлия Бобкова и ее команда сделали лучшее, что они могли, - попав под обаяние столь незаурядной личности, предоставили герою возможность свободно высказываться обо всем, что придет в голову. По словам Бобковой, идея картины подсказана самим героем. Фильм построен как прогулка по Комарову, где Олег Николаевич вырос и творил почти всю жизнь. Знаменитый дачный поселок творческой интеллигенции, последнее пристанище Анны Ахматовой, помнит многих гениев. Каравайчук почти ни с кем из них не общался по причине абсолютной самодостаточности, но был счастлив таким соседством. Потому что в такой атмосфере легко живется и пишется. И сам воздух здесь другой. А уж если вы сидели на коленях Галины Сергеевны Улановой, то частица ее таланта как благодать осенит и вас, убежден наш герой. «Ее музыкальность перешла ко мне», - говорит Каравайчук и ему веришь, поскольку он сам в этом уверен. Тем более, что небожители общаются поверх слов, поступков и прочих барьеров, незримо, и что нам известно об этом? Как истинному гению Каравайчуку было доступно слышать во Вселенной ауфтакт — такт перед началом музыки.

Главным нервом картины стала музыка маэстро и его размышления — через судьбу Комарово — о природе и человечестве. И последние не утешительны — дачи писателей и ученых скупили люди с деньгами и Комарово превратилось в поселок с элитной недвижимостью. В бездушный лабиринт с заборами. Но последним признаком смены эпох для Каравайчука стала любимая ель, срубленная богатым соседом просто потому, что росла рядом с его забором. «Я думал, помру, и даже не сожалел, потому что это был полный крах, - говорит в фильме Олег Николаевич. - Потому что у человека вот эта градация исчезла: сегодня все можно, если деньги есть! Вот это современный ауфтакт». Это утвердило Олега Николаевича в мысли о том, что сейчас миром правит «черт с набитыми карманами». Об этом же искривлении музыка Каравайчука, которую стоит хоть раз услышать.

Другая отечественная картина в документальном конкурсе - «Раскаленный хаос» Сергея Дебижева - не менее интересна, хотя и по другой причине. Это попытка рассказать о событиях, приведших к революции 1917 года, в форме театрального действа. Однако сама форма представления героев как кукловодов, либо марионеток уже выдает сугубо субъективную позицию автора. А уж содержание и подавно: Дебижев, известный по фильмам «Два капитана-2» и «Сергей Курёхин - человек, который изменил мир», задался целью доказать, что к глобальной катастрофе 1917 года привел заговор заговоров.

Ну, во-первых, заговор мировых держав, таких как Англия и США, желающих устранить сильного конкурента по переделу мира (Россия ведь практически выиграла Первую мировую войну). Режиссер пытается убедить зрителей, что эти страны снабжали огромными деньгами авантюристов любых мастей, в том числе депутатов Госдумы, лишь бы нарушить равновесие внутри России. Во-вторых, имелось множество внутренних заговоров — например, ближайшего окружения Николая Первого и высшего генералитета, заставивших царя отречься от власти. Не погнушался автор и привлечением на авансцену заговоров пресловутых масонов, в рядах которых были многие приближенные к российскому императору.

И все бы ничего — чем теория заговоров хуже любой другой? - если бы Дебижев вместе со сосценаристом Игорем Ворониным потрудился аргументировать свою позицию, подкрепив ее подтвержденными фактами и цитатами. Нет, последних в фильме — переизбыток, но практически все высказывания известных и не очень исторических лиц не... идентифицированы (зрителю остается уповать на свою эрудицию), что не способствует, конечно, доверию к авторам ленты. Не заметила я в титрах и упоминания консультантов-историков, без участия которых в картине такого плана явно не обошлось. Персонажи получились яркими, но резко разделенными на положительных и отрицательных: так, в изображении Ленина и Троцкого режиссер не поскупился на черную краску, не дав им право ни на одну светлую идею. Налицо вольная авторская интерпретация событий 1917 года.

Стоит ли воспринимать «Раскаленный хаос» как грамотную провокацию? Возможно, да, в любом случае фильм побуждает к дискуссии и размышлению на эту острейшую тему — ведь революция действительно изменила представления жителей нашей страны о добре и зле, и ее последствия мы несем в своем сознании до сих пор. Как говаривал старый князь Болконский в «Войне и мире» про Пьера Безухова, любившего поспорить: «Разжигает меня». И в этом, пожалуй, главное достоинство картины.


Фото с сайта ММКФ