Первая — Приз жюри, третья по значимости награда фестиваля — у «Нелюбви» Андрея Звягинцева. Картина о некрасивом разводе семейной пары, увиденный глазами их маленького сына. Как говорят критики, это одновременно и семейная драма, и метафора разложения страны. Фильм снят без поддержки Министерства культуры, и снова социальный (завершение трилогии, начатой «Еленой» и «Левиафаном»). С одной стороны это радует — в нынешних условиях цензуры и самоцензуры честное высказывание дорогого стоит, а с другой тревожит — наверняка, Звягинцева и его команду (назовем лишь сценариста Олега Негина и продюсера Александра Роднянского) опять ждет ушат грязи. Некоторые СМИ уже связали события, разворачиваемые в фильме, с отношениями Москвы и Киева, хотя сам Звягинцев настаивает, что «украинский мотив» - лишь фон его фильма о человеческом эгоизме. Что ж, доживем до проката «Нелюбви» (а он начнется уже 1 июня), посмотрим.

Другая ценная для страны награда — приз ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» досталась режиссеру-дебютанту Кантемиру Балагову за фильм «Теснота» — истории о похищении и выкупе в Нальчике в 1998 году. Балагов — воплощение успешной педагогической работы самого известного нашего мэтра авторского кино Александра Сокурова, выпускник его режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском университете. Тема его картины тоже острая и неудобная, но необходимая для осмысления самих себя, своей новейшей истории, - память о кавказских войнах и понимание кавказского менталитета.

В этом году жюри Канн (а это Марен Аде, Паоло Соррентино, Пхак Чхан Ук, Фань Бинбин, Аньес Жауии, Джессика Честейн, Габриэль Яред, Уилл Смит, председатель - Педро Альмодовар), как пишут критики, решили раздать всем сестрам по серьгам. Наградили и молодых классиков — например, Софию Копполу за лучшую режиссуру не самого сильного фильма («Роковое искушение»), и авторов актуального гражданского кино - («120 ударов в минуту» француза Робена Кампийо о борьбе за права больных СПИДом получил Гран-при жюри), но и о высоком искусстве не забыли («Золотая пальмовая ветвь» досталась «Квадрату» шведа Рубена Эстлунда — сатире на современное искусство). Среди других интересных премьер Канн — остроумный триллер «Убийство священного оленя» от автора «Лобстера», грека Йоргоса Лантимоса и мрачная драма об отчуждении поколений «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси. Впрочем, стоит смотреть все фильмы каннской программы. Некоторые из них, наверняка, будут показаны на грядущем в конце июня Московском кинофестивале.



Лауреаты 70-го Каннского кинофестиваля (основная программа):

Золотая пальмовая ветвь — «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд (Швеция)

Гран-при жюри — «120 ударов в минуту», режиссер Робен Кампийо (Франция)

Приз жюри — «Нелюбовь», режиссер Андрей Звягинцев (Россия)

Лучшая женская роль — Диана Крюгер, «Затемнение»

Лучшая мужская роль — Хоакин Феникс, «Тебя никогда здесь не было»

Лучший сценарий — Йоргос Лантимос, «Убийство священного оленя»; Линн Рэмси, «Тебя никогда здесь не было»

Лучший режиссер — София Коппола, «Роковое искушение»

Специальный приз в честь 70-летия кинофестиваля — Николь Кидман



Программа «Особый взгляд»:

Гран-при жюри — «Неподкупный», режиссер Мохаммад Расулоф (Иран)

Приз жюри — «Дочь Абриль», режиссер Мишель Франко (Мексика)

Лучший режиссер — «Ветреная река», режиссер Тейлор Шеридан (Америка)

Лучшая актриса — Жасмин Тринка, «Фортуната»

Приз FIPRESCI — «Теснота», режиссер Кантемир Балагов (Россия); «120 ударов в минуту», режиссер Робен Кампийо (Франция)

Спецприз конкурса за поэтичность в кино — «Барбара», Матье Амальрик (Франция)