«Ника» - капризное существо, у нее есть свои преференции в области эстетики и в области кинематографических искусств и наук, - сказал президент киноакадемии «Ника», режиссер Андрей Кончаловский. – Очень важно, чтобы «Ника» сохраняла некую независимость от общественного мнения и других тенденций, от тенденций рынка и массового успеха каких-то фильмов, которые, может быть, нельзя отнести к высоким открытиям в области кинематографического языка».

Да, «Ника» самая первая российская кинопремия, и, несмотря на все трудности, которые ей приходилось и приходится преодолевать, несмотря на то, что в России за эти 30 лет появилось множество других кинопремий, она сумела сохранить свое лицо и свою неповторимую атмосферу.

Немного истории. Первая церемония вручения первой российской кинопремии «Ника» состоялась в декабре 1987 года в Центральном Доме кинематографистов. Это был настоящий праздник кино, собравший практически всех отечественных кинозвезд. Статуэтка, созданная скульптором Сергеем Микульским, не сразу стала «Никой». Пробовались разные варианты названия, в шутку предлагали окрестить ее «Крылья Советов», но остановились на красивом, мифологическом имени «Ника». Триумфатором первой «Ники» стал фильм режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Он получил тогда семь премий. Лучшим документальным фильмом был тогда назван фильм режиссёра Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» В то время нашумевшая картина, одна из немногих документальных картин, которая шла в прокате, тогда ещё советском. Прокат наш, кстати, тот старый прокат, тогда доживал практически свои последние дни. Прошло совсем немного времени и наступило страшное десятилетнее затишья. Тем не менее, «Ника» продолжала проводиться, премии вручались, поскольку, несмотря ни на что, кино у нас всё-таки снималось.

По сути дела, по «Нике» можно изучать новейшую историю российского кинематографа, ибо все значительные отечественные картины были отмечены этой кинопремией. В разные годы «Нику» получали такие фильмы, как «Холодное лето 53-го» Александра Прошкина, «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, «Макаров» Владимира Хотиненко, «Вор» Павла Чухрая, «Хрусталев, машину!» Алексея Германа, «Дневник его жены» Алексея Учителя, «Свои» Дмитрия Месхиева, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского и многие другие фильмы. Множество российских режиссеров, актеров, сценаристов, операторов хранят дома заветные статуэтки «Ники», у некоторых их даже не по одной. Традиционно на «Нике» чествуют легенд отечественного кинематографа, и какое счастье, что еще при жизни почетные призы успели получить Нонна Мордюкова, Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Эльдар Рязанов. Эльдар Александрович, кстати, много лет был президентом «Ники», а теперь премия в номинации «Честь и Достоинство» носит его имя. В этом году этой награды будет удостоен режиссер Александр Сокуров. В номинации «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» в этом году «Нику» получит кинокритик Андрей Плахов. А приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» получит режиссер Александр Митта. А «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии» будет награжден фильм «Салам Масква» режиссера Павла Бардина.

Что касается остальных победителей, то их имена станут известны 28 марта на торжественной церемонии вручения премии. «Ученик» Кирилла Серебренникова – лидер по количеству номинаций, их у него восемь. За ним следует «Монах и бес» Николая Досталя, он выдвинут в шести категориях. В пяти номинациях «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Коллектор» Алексея Красовского и «Рай» Андрея Кончаловского. И четыре номинации у «Дамы Пик» Павла Лунгина. «Дуэлянт», кстати, единственный блокбастер года, выдвинутый на «Нику» в главной номинации, ни «Ледокол», ни «Экипаж» этой чести не удостоились, их вообще здесь нет и в помине. А нашумевший «Викинг» претендует на «Нику» в номинациях «лучшая работа художника» (Сергей Агин) и «лучшая работа художника по костюмам» (Екатерина Шапкайц).

В принципе в списке номинантов никаких сюрпризов нет, все довольно закономерно. Единственно, удивило выдвижение в категории «лучшая мужская роль» Михаила Ефремова за фильм «Хороший мальчик». Ефремов, конечно, великолепный актер, и тут он тоже хорош, но все же в этом фильме у него не главная роль и более уместно было бы увидеть его в номинации «лучшая мужская роль второго плана».

«Ке-ды» Сергея Соловьева кинообщественностью были встречены прохладно, что видно и по тому, что присутствуют они лишь в одной категории – «лучшая музыка к фильму» (Василий Вакуленко – Баста и Анна Соловьева).

В традиционной номинации «Ники» «лучший фильм стран СНГ и Балтии» представлены картины из Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Грузии и Казахстана.

Если окинуть взглядом всех номинантов нынешней «Ники», можно радостно признать, что киногод-то, оказывается, в России был весьма неплохим. Вышло немало весьма достойных картин, отметились как уже именитые режиссеры, так и дебютанты. Поэтому следить за награждением будет любопытно, есть за кого поболеть и за кого порадоваться.