Да, этот мюзикл разделил киноманов на два сообщества, хотя поклонников у «Ла-Ла Ленда» все же больше. Казалось бы, из-за чего копья ломать? Но фильм, на первый взгляд, довольно незамысловатый, похож на шкатулку с двойным и даже тройным дном, объединяя в себе мейнстрим и авторское начало. Видимо, тем и нравится. Или не нравится.

С одной стороны, это мюзикл в духе старого доброго Голливуда, недаром режиссер постоянно устраивал для актеров на съемках просмотры классики жанра типа «Поющих под дождем» и «Шербурских зонтиков». Лента апеллирует к памяти европейской и особенно американской аудитории, вызывая теплую ностальгию, которую мы бы испытали, например, глядя на что-то близкое к «Семнадцати мгновениям весны».  Конечно, и у нас были удачные музыкальные фильмы - «Свадьба в Малиновке», «Карнавальная ночь», «Каникулы Петрова и Васечкина», но все же большой традицией это не стало и поэтому влюбиться в эту историю российским зрителям будет посложнее. «Ла-Ла Ленд» как простая чистая джазовая мелодия — вроде собственной заглавной песни, которая тоже получила «Оскара».

Но знаете, как трудно добиться этой простоты и чистоты? Ведь нельзя просто скопировать, нужно воссоздать атмосферу, чего с перфекционистской настойчивостью и добивался Шазелл (для него, собиравшегося стать музыкантом, это еще и личная история). И с помощью уже упоминавшихся просмотров и киноцитат (из тех же «Зонтиков», «Вестсайдской истории» и проч.), и с помощью музыки, и съемок (танец героев на фоне лос-анджелевского заката снимали на натуре два вечера подряд) и даже... монтажа (он монтировал фильм целый год, чтобы добиться именно того результата, того идеального мира, который он себе придумал). И это команде «Ла-Ла-Ленда» удалось — лирический грустный мир старого кино и джаза получился очень даже аутентичным и, главное, искренним. Чувствуется, что авторы любят то, о чем рассказывают. Недаром исполнитель главной роли Райан Гослинг даже научился по-настоящему играть на пианино ради фильма.

С другой стороны, это не просто мюзикл — во-первых, это джазовый фильм (с порой сложными импровизациями), да и история любви начинающей актрисы и никому не известного джазового пианиста, к счастью, не несет запланированного хеппи-энда. Герои Эммы Стоун и Райана Гослинга — вполне себе живые (чего стоит эмоциональная мимика актрисы крупным планом!). Их игра и непосредственность впечатляет (Стоун играет американскую Амели). Как и юмор авторов. История включает не только мечтания и романтику, но и предательство идеалов, и неверие в свои силы, и боль расставания. Она задает вопросы — что есть успех, самореализация и почему она часто не совместима с личным счастьем.

Кроме того, Шазелл просто сделал «Ла-Ла Ленд» (кстати, английская идиома lalaland означает облака, в которых витают оторвавшиеся от реальности люди) своим личным манифестом и гимном любви к кино, столько цитат он туда впихнул. Критики исчисляют их десятками, называя в том числе «8 1/2» Феллини и даже ленту «Я — Куба» Михаила Калатозова. Зная одержимость Дэмиена Шазелла (недаром он снял фильм с таким названием) кино, это вполне можно допустить. Словом, в одной ленте совмещены и хороший мюзикл, и качественная мелодрама, и авторское кино о пути к успеху. Правда, по мне, именно эта «всеядность» и не дает картине стать по-настоящему пронзительной, потому что там, где нужна, к  примеру, пауза, законы жанра диктуют лирическую песню... Но в классику для домашнего просмотра «Ла-Ла Ленд» уже вошел.

Фото с сайта www.smiexpress.ru, www.hd-kino.net