Лучшие произведения художника и создавались и хранились в доме Георгия Дионисовича Костаки, там он изучал и впитывал энергию русских икон и шедевров авангарда, так любимого хозяином дома, там формировался уникальный, самобытный, казалось, стихийный, интуитивный стиль Зверева, «эмоциональный экспрессионизм», там же в один день были написаны 57 портретов 18-летней красавицы Алики. Алика Георгиевна вспоминает: «Толя был для отца номер один. Это был его Ван Гог... У меня всегда было чувство вины, что мы словно бы сокрыли невероятно интересного Зверева. Сами того не желая, прятали его, позволяя распространяться подделкам и проходным работам».

Наталия Опалева, меценат и коллекционер, а теперь ещё и генеральный директор Музея АЗ, своего первого Зверева купила в 2003 году на выставке Арт-Москва. Изображенная на портрете юная женщина оказалась известным искусствоведом, куратором многих художественных проектов и галеристом Полиной Лобачевской, ныне арт-директором музея АЗ.

В 2012 году в этих же залах Нового Манежа прошла выставка «Зверев в огне», организованная Опалевой и Лобачевской. Я прекрасно помню ошеломляющее впечатление от впервые увиденных в таком количестве гениальных работ Зверева. Эмоциональное потрясение усиливали и необыкновенная развеска, и мультимедийные инсталляции, и история чудом сохранившихся во время пожара обгоревших по краям листов. Траурное обрамление каждой работы – след огня - подчеркивало вневременное, божественное и вечное в искусстве художника, поцелованного свыше. Все произведения из коллекции Георгия Костаки предоставила младшая дочь Наталья. Несомненно, подобные чувства тогда испытали многие – на каждой странице книги отзывов были просьбы  о создании в Москве музея художника.

В 2013 году Музей АЗ был зарегистрирован, у него уже есть дом – особняк на 2-ой Тверской Ямской, и пока там идет ремонт, героические руководительницы нового музея и созданный ими коллектив уже ведут серьезную научную, изыскательскую, исследовательскую и издательскую работу.

Плодами этой деятельности стала не только талантливо сделанная экспозиция – нужно идти и провести там как можно больше времени в окружении гениальных работ Зверева: портретов, изображений животных, натюрмортов, изысканных супрематических листов. Почитать его мудрейшие стихи и философские высказывания, но и посмотреть в кинозале новые фильмы о Звереве, а в зале библиотеки полюбоваться и обязательно купить книги о художнике и произведения классиков с  его иллюстрациями. Книги изданы так, что взяв в руки любую, уже невозможно с ней расстаться. Это три повести Гоголя - «Гоголиада», пять сказок Андерсена, Луций Апулей «Метаморфозы или Золотой осел», «100 автопортретов» и «Любовь». Идите и не повторяйте моей ошибки 2012 года, не тяните с покупками, пусть даже покажется дороговато: тогда, в первый день посещения я не купила замечательный каталог «Зверев в огне», а когда пришла чуть позднее, его не было и в помине… Сокрушаюсь по сию пору!

Как человек театральный, надеюсь, что творчество и колоритная фигура художника-гения-вечного-ребенка-постоянно-влюбленного вдохновит не одного драматурга-режиссера-актера на создание живого образа Анатолия Зверева на сцене, экране, в литературе. Талант пробуждает талант.

 

Фото с сайта www.m24.ru, www.1tv.ru, www.kommersant.ru