Проблемы у Международного центра Рерихов (МЦР) были всегда (государство в лице Минкультуры не желало передавать музею наследия Рерихов), но последний их виток случился в конце прошлого года, ведь основным спонсором музея был председатель правления Мастер-банка Борис Булочник. Как только в ноябре у банка отозвали лицензию, дотации прекратились. На сегодняшний день задолженность МЦР за коммунальные услуги составляет 24 миллиона рублей. Всего же содержание музея - то есть зарплата, оплата коммунальных услуг и аренда здания - обходятся примерно в 13 миллионов в месяц. А все потому, что до сих пор нет решения о предоставлении музею льготной аренды - 1 рубль за 1 метр в год, хотя МЦР имеет на это право - здание усадьбы Лопухиных XVIII века, в котором находится музей, было отреставрировано на средства и руками добровольцев.

Уже в декабре руководство стало рассылать письма с просьбами о помощи. В департаменте культуры ответили - о проблемах наслышаны, ждите, после нового года будем решать. Об этом «решении» так ничего и не известно. Администрация президента отмолчалась. А вот общественность на просьбу о помощи отозвалась куда более продуктивно: было собрано больше 22 миллионов рублей.

Александр Стеценко, первый заместитель гендиректора Центра-музея, напомнил, что музей по завещанию Святослава Рериха должен иметь статус общественного. Но, кажется, именно этот статус и раздражает «государевых служащих». С некоторых пор отреставрированное здание и коллекция из 4 тысяч экспонатов (из них более 900 полотен Рерихов) и 9 тысяч единиц архива не дают покоя соседнему ГМИИ им. Пушкина. Не так давно в арбитражный суд Москвы был подан иск, в котором утверждается, что реставрация здания каретника усадьбы Лопухиных мешает соседней усадьбе Вяземских-Долгоруковых, в которой располагается основная экспозиция ГМИИ. Анекдотическая, казалось бы, тяжба по поводу якобы незаконно присвоенных Музеем им. Рериха метров («рериховцы» доказывают, что все ровно наоборот), может затянуться на долгие годы.

Пока, к счастью, речи о переселении музея в другое помещение не идет. Елена Калмыкова, директор другого общественного музея, заметила, что любая экспозиция нуждается в пространстве, созданном специально для нее, - и дело не только в понятии духа места, но и в банальных размерах выставочных залов и высоте потолков. Музей Рериха создавался специально для этих картин и скульптур.

Новый 2014 год объявлен в России Годом культуры. Так почему же он начинается с попыток ликвидировать один из крупнейших в России общественных музеев? И почему он не может мирно сосуществовать рядом с государственными?


Фото с сайта www.ria.ru