Огромный  интерес на недавнем XIХ фестивале вызвал именно конкурс неигрового кино.

- Блок документальных картин просто поразителен по силе своего воздействия, – заявил член жюри фестиваля «Сталкер» Вадим Абдрашитов.

В первую очередь это относится и к признанной лучшим документальным фильмом «Сталкера» ленте Дарьи Виолиной и Сергея Павловского «Дольше жизни». Лента рассказывает о судьбе детей репрессированных родителей, которым с детства внушали, что их родители – изменники родины. В центре повествования – история Акмолинского лагеря жен изменников родины, более известного под аббревиатурой АЛЖИР. С 38-го по 52-й годы там содержали жен и детей тех, кого советская власть причисляла к изменникам родины. Детям с детства внушали, что их родители – враги народа. А они выросли и поставили памятники своим отцам и матерям. Не так давно картина была показана по телеканалу "Культура".

Лучше всего о картине высказались не профессиональные критики, а известные кинематографисты, которые поделились своими впечатлениями от нее после премьеры картины в кинотеатре «Эльдар».

Знаменитый кинорежиссер и актер Андрей Смирнов считает:

- Это удивительное событие для страны, где все каналы, федеральные, частные, провинциальные настойчиво насаждают забвение, рассказывают о том, как прекрасен был Советский Союз, как хорошо там жили люди; где совершенно серьезно идет разговор, о том, чтобы поставить на место, где он раньше стоял, памятник страшному палачу-Дзержинскому, создателю ЧК – НКВД, где сегодня масса людей занята тем, чтобы вытоптать память у народа, который и без того беспамятный. Народ, который сам о себе сказал, что мы «Иваны - не помнящие родства». Масштаб работы, которую мы увидели, мне кажется, огромен. Любой нормальный человек не сдерживает поток слез, который вызывает эта картина. И это слезы от сознания ее великой правды. Правды, которая и по сей день не рассказана. Чтобы открыть эту правду, положили свои жизни такие люди, как Александр Солженицын, Варлам  Шаламов и многие другие. Нам с экрана говорят правду, которая ранит сердце, которая заставляет вас самих истекать кровью при мысли о том, что мы-то с вами дети этой страны, созданной ее историей. И единственная возможная зрительская реакция – это низкий поклон создателям картины, низкий поклон всем тем, о которых они рассказывают, тем жертвам, о которых они говорят.

Но ведь там речь идет и о палачах. Одна из героинь говорит о том, что она сочувствует тем, кто расстреливал, и сердце обливается кровью. Ведь это все сказано не затем, чтобы требовать отмщения палачам, а с посылом: «Не смейте забывать! Помните, иначе это все повторится сначала». И мне кажется, мы все ближе и ближе к той границе, за которой все может повториться.

Это замечательный художественный поступок, поступок огромного гражданского мужества, потому что эта картина сделана против всего нынешнего течения, и она дарит еще одно неповторимое ощущение - ощущение счастья. В этой картине набор лиц, как тех, кто пострадал, тех, кто приходит к Лубянскому (Соловецкому) камню, так и тех, кто стоит на этих митингах памяти в Казахстане, в Твери, в Левашов - это другие лица… Вглядитесь в них. Это другая Россия.

Зоря Серебрякова, 90-летний историк, писатель, дочь репрессированных, узница ГУЛАГа с 1949 года, была еще более взволнована. Она узнала в фильме себя и своих родных. Ее история не менее драматична: после ареста ее сын Виктор был отправлен в Дом малютки. Сама Серебрякова содержалась в тюрьме, где до этого навещала арестованную в 1937 году свою мать. Ее узнал надзиратель, и потом тайно приносил ей в камеру передачи от других политзаключенных.

- Нет слов выразить те чувства, которые владели мной во время просмотра вашего фильма, - сказала бывшая узница ГУЛАГа. - В каждом слове – правда. Какая взвешенность и корректность всех оценок… Это НАСТОЯЩЕЕ документальное кино, где авторы рассказывают о жертвах репрессий, но не боятся при этом сказать и о начальнике лагеря, который оказался порядочным человеком. И только мы – сами через все это прошедшие, можем вам сказать, что так оно и было.

Инна Чурикова, народная артистка  СССР, тоже оказалась под впечатлением от картины:  

- Пусть это не прозвучит слишком пафосно, но в моем понимании, этот фильм – подвиг. Его авторы вышли и стали бить в колокол беды. Беды нашего успокоения, привычки жить раздельно, когда каждый сам по себе, в своей семье. И мы сидим, телевизор смотрим, который и смотреть-то не надо. Как-то мы мирно обосновались, а между тем звонит колокол, потому что беда продолжается. Ваша картина объединяет нас и заставляет жить болью другого. Спасибо вам.

А вот политик Людмила Нарусова даже заявила, что диск с фильмом «Дольше жизни» нужно раздать персонально каждому из 10-ти членов государственной комиссии, которая сейчас призвана работать над единым учебником по истории для школьников и студентов.

- Герои фильма в этом учебнике будут названы в одном абзаце «некоторыми перегибами линии партиями при победоносном социалистическом строительстве», - сказала Нарусова. - Этого нельзя допустить. У меня нет никаких сомнений по поводу того, что правда, рассказанная в фильме, пробудит те чувства, которые сегодня владели залом.

Авторы ленты «Дольше жизни» были благодарны всем.

- Спасибо за эту премию, - сказала во время награждения Дарья Виолина, автор картины. - Я думаю, для любого кинематографиста - большая честь быть отмеченным таким Жюри. Это не только блестящие профессионалы, но и люди очень взыскательного вкуса. Нам особенно приятно, быть оцененным именно этими людьми. И если, наш фильм не оставляет равнодушным самых разных людей: от коллег-кинематографистов до обычных зрителей всех  возрастов, то я склонна думать, что это, в первую очередь, заслуга наших героев. И не только их драматических, а порой и трагических судеб, но и масштаба их личности. Это удивительные люди и я счастлива, что нам удалось сообщить экрану и передать зрителям нашу искреннюю любовь и бесконечное уважение к ним. И еще, мы успели сделать этот фильм и увидеть его вместе с нашими очень и очень пожилыми героями. Для нас это  самая большая награда. Спасибо!

- У нас с Дашей есть мечта показать этот фильм не только взрослой аудитории, но и как можно больше знакомить с ним школьников, старшеклассников, - добавил соавтор фильма Сергей  Павловский. - Нам кажется, что им очень важно вовремя рассказать правду об истории страны.

Остается надеяться, что картина и правда дойдет до детской аудитории.

 

Фото из архива фестиваля "Сталкер"