search
main
0

Готова ли российская система образования ко второй волне дистанционного обучения?

1 сентября российские школы откроют свои двери. Педагогам, родителям, ученикам обещают очное обучение с соблюдением ограничений, список которых велик. Утреннее измерение температуры, создание условий для соблюдения гигиены, закрепление за каждым классом отдельного кабинета должны предотвратить распространение второй волны коронавируса. Готовы ли учителя и управленцы к дистанционному обучению, если обозначенные меры не помогут? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Весной организовать полноценное дистанционное обучение не удалось. Как показал опрос, проведенный в апреле 2020 года ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования» среди 2,7 тысячи школьников от 13 до 18 лет, 77% ребят отметили увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, 49% – повысившуюся утомляемость. Больше половины (52%) респондентов из 900 опрошенных учителей отметили, что им нужна помощь для организации подобной работы. Три четверти педагогов отметили увеличение нагрузки в период «удаленки». Кроме того, не у всех семей и педагогов имелись технические возможности для полноценного онлайн-обучения. Основные факторы, препятствующие организации дистанта, сохраняются и сейчас. Появляются и новые проблемы. Например, как регулировать нагрузку учителя в условиях увеличения продолжительности рабочего дня и смешанного обучения? Уже сейчас у многих педагогов появляются опасения, что им придется работать в несколько смен за ту же зарплату, а на выходные и праздничные дни оставлять ведение «внеурочки» и факультативов. В некоторых школах расписание составляется так, что дети должны прийти в класс за 40 минут до начала первого урока. Еще сильнее обострить и запутать эту ситуацию может необходимость проведения педагогом дистанционных занятий для классов, ушедших на карантин. Вопрос с нагрузкой учителя, с временем, которое он будет тратить на работу в очном и дистанционном режиме, один из центральных. ОНФ будет держать его на контроле.

Борис ИЛЮХИН, директор Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ:

– Дело не в готовности или неготовности системы образования, а в неэффективности в ряде случаев замены классического образования дистанционным. Основные проблемы не в оснащении каждого ребенка гаджетом и не в наличии или отсутствии платформ. Дети в начальной школе пока не готовы к дистанционному обучению. В средней и старшей школе есть значительная доля детей с низкой мотивацией. Эти проблемы невозможно решить за несколько месяцев. Необходимо, чтобы в школу пришло новое поколение учителей, для которых общение и работа через Интернет не особенность, не технология, а образ жизни. Должно полностью сформироваться новое направление дидактики – дидактика цифрового образования.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:

– Не вижу заметных изменений ситуации сравнительно с минувшей весной. Я не слышал о решениях, направленных на полноценное преодоление возникших в первую волну проблем с доступностью качественной интернет-связи. Вновь полагаться на использование смартфонов детей будет несправедливо. Не приняты изменения в нормативную базу, регулирующую условия работы и оплату труда педагогов. Не слышал я и о готовности суперсервиса «Моя школа». Неясно, сохранят ли частные платформы цифрового образования бесплатный доступ. Опыт обучения в первую волну показал, что наряду с готовностью школ, педагогов, инфраструктуры не менее важной является готовность семей и детей, которые во многом не готовы к онлайн-обучению.

Ефим ШАИН, завкафедрой социальных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:

– Нет ни нормативных, ни научных определений готовности системы образования к дистанционному обучению в условиях пандемии. Можно говорить лишь о сформированных опытным путем критериях. Что касается университета, то, как ни парадоксально это прозвучит, мы – студенты, преподаватели, управленческая команда и структуры вуза – лучше готовы к продолжению дистанционного обучения, чем к работе в условиях ограничений, которые предписаны на сегодняшний день.

Людмила ТЕТЮХИНА, руководитель Отдела по образованию и молодежной политике администрации Грибановского муниципального района Воронежской области:

– В нашем районе для всех школ закуплены рециркуляторы воздуха, дезинфицирующие средства, термометры, ситуация будет контролироваться. В новом образовательном центре – это большой комплекс из школы и детского сада, который открывается в Грибановке первого сентября, – у нас несколько входов. Если опять придется уходить на карантин, мы готовы. Будем работать в дистанционном режиме. Для этого в школах есть необходимое оборудование, которое дети могут взять домой.

Инесса ПЕТРЕНКО, директор гимназии №261 Кировского района, Санкт-Петербург:

– Рады, что обучение с 1 сентября начнется в очном формате. Но и к другому развитию событий готовы. В процессе перехода на дистант мы следовали определенному алгоритму. Провели мониторинг готовности, мастер-классы по освоению интернет-ресурсов и сервисов, удобных для организации тренингов и видеоконференций, использовали документы общего доступа и сетевые возможности для обмена информацией.

Александр М., бывший директор школы, учитель математики, Великий Новгород:

– В прошлом году работал в сельской школе, где в классах учатся по 5‑10 учеников. В таких условиях возможно посадить детей за парты по одному на безопасном расстоянии. Из деревень, сел люди нечасто куда-то выезжают, поэтому вероятность подхватить ковид мала. Для безопасности вполне достаточно утренней термометрии. В селе, где я работал, компьютеры и гаджеты – редкость. Когда нас перевели на «дистанционку», я ежедневно тратил пять часов только на то, чтобы разработать и напечатать учебные задания, а потом несколько часов их проверял. Мои ученики, чтобы выполнить эти задания, собирались у одноклассника, у которого есть компьютер…

Алексей МАХНОВЕЦКИЙ, директор школы №1, Екатеринбург:

– Опыт прошедшего учебного года продемонстрировал слабые места дистанта. Сейчас мы понимаем, как можно исправить ситуацию. В качестве единой платформы выбрали и освоили Microsoft Teams. Она позволяет учителю конструировать уроки самостоятельно, составлять задания, определять формат и время выполнения, обеспечивает обратную связь. Объем работы для педагогов, как мы уже это испытали на себе, при дистанте возрастает в разы.

Марина К., доцент кафедры одного из нижегородских университетов:

– Весной была профанация высшего образования. У нас учились единицы. Остальные студенты пользовались плодами чужого труда и получали зачеты. Поначалу мы пытались с этим бороться, но потом сдались. Летом мы с коллегами придумывали альтернативные способы проверки. Я прекрасно понимаю, что это мартышкин труд. Студенты найдут способы не напрягаться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте