search
main
0

Гибридная катастрофа

Учителя мира против перехода на дистант

Недавно известный образовательный сайт Teaching English (http://teachingenglish.org.uk) провел опрос, в котором приняли участие около десяти тысяч педагогов всех стран, а затем обобщил полученные данные и ознакомил с ними мировое сообщество. Опрос показал следующее. Внезапный переход на дистанционное образование в связи с пандемией оказался новым и неожиданным вызовом для абсолютного большинства независимо от наличия техники и уровня владения ею.

В целом преподаватели уверены в своих способностях, в умении справиться с новшеством технически. Однако они ощущают недостаток поддержки, тренировки, ведь всем пришлось осваивать непривычные методики на лету. Большинство опрошенных указывают на недоработки министерств образования. На первом месте оказывается тот факт, что и сейчас именно органы образования и различные специалисты выступают с новыми платформами, ресурсами, планами, притом мнение учителей чаще всего никто не спрашивает. Иными словами, сверху спускается установка «учителя должны», а что происходит на самом деле?

Все опрошенные сходятся в одном: если целиком перейти на дистанционное обучение, уровень знаний резко снизится. Школа для детей любого возраста – это сфера общения, развития коммуникативных навыков, воспитания. Использование ИКТ для них, родившихся в эпоху, когда Интернет перестал быть новинкой, но превратился в часть повседневной жизни, – это обмен посланиями, социальные сети, музыка, но не замена школьного процесса. И учителя, и родители отмечают: чем младше ребенок, тем больше времени родители должны проводить рядом с ним возле компьютера, чтобы он успевал хоть что-то делать. Впрочем, семьи, в которых есть подростки, считают, что справляться с юными взрослыми куда сложнее, чем с малышами.

Если министерства решат, что школы должны оставаться на дистанционном образовании, и одновременно родители школьников выйдут на работу, произойдет полная катастрофа. Предложения о сочетании очного и заочного обучения, по мнению педагогов, просто абсурд. Как чиновники это видят? Учитель простоял шесть часов у доски, провел уроки с теми, кто пришел. А затем из дома ведет онлайн-занятия с теми, кто по разным причинам не ходит в школу (родители боятся отпускать детей; семья живет слишком далеко). Протест педагогов имеет и еще одну вескую причину. Вот фрагмент интервью учительницы из США, которое почти дословно совпадает с тем, что я читаю на местных сайтах.

«Гибридная модель обучения, сочетание очного и дистанционного образования, – это катастрофа для всех, кто вовлечен в процесс: для детей, родителей и учителей. К тому же мы знаем, что никто не планирует увеличить финансирование школ, чтобы помочь с координацией всех процессов, сделать нашу жизнь легче или безопаснее. Учителя видят, как их нагрузки удваиваются или утраиваются, но зарплата остается прежней. А ведь учителям и так не платят столько, сколько они заслуживают. Общество нас не уважает. Извините, я не стану убивать себя и выполнять двойную работу за один оклад».

Учителя начальных классов разных стран, не сговариваясь, просчитали, что будет с новыми требованиями к возобновлению очного обучения. Социальная дистанция: 25 детей, умножаем на 1,5 метра, получаем либо кабинет площадью вдвое больше стандартного, либо коридор непомерной длины. Требование регулярно мыть руки по 20 секунд. Выставили длинную цепочку детей перед двумя раковинами, засекаем время. Один моет руки, второй плещется в раковине, третий брызжет на соседа, четвертый стоит, раскрыв рот… Санитарная обработка: кто будет это делать? Куда на это время будут отходить дети? Откуда взять деньги на дополнительных техничек и защитные средства? Ограничение общения вызвало всего один вопрос: господа чиновники, а вы когда-нибудь видели настоящих детей?

Моя бабушка работала учителем с 14 лет, в 24 года стала директором школы. Во время войны вела все предметы. Благодаря ей я со школьных лет читаю «Учительскую газету». Вспоминаю ее слова: «Кадры решают все». Позднее, когда я сама стала преподавать, мы с ней часто обсуждали две вечные темы. Одна – мы живем в состоянии постоянной реформы образования. Вторая – учителя, по мнению министерств, должны работать по-новому за старую зарплату. Мне кажется, стоит почаще интересоваться мнением педагогов о предлагаемых реформах, ведь именно им предстоит воплощать их в жизнь. Понятен переход на дистант в аварийной ситуации, пандемия изменила нашу жизнь до неузнаваемости. В основном школы справились с ситуацией. Но сейчас, спустя полгода после начала карантина, самоизоляции, ограничений, накопился положительный и отрицательный опыт. Можно создать любое количество платформ, выложить на них любое количество ресурсов. Однако непосредственную работу должны будут осуществлять все те же люди. Хорошо бы не только провести Всероссийское родительское собрание, но и национальный опрос учителей. Учесть их опыт, мнение, советы на будущее, решить финансовые вопросы. Если этого не делать, мы и впрямь окажемся в катастрофическом положении.

Я опросила знакомых педагогов из разных школ. Увы, в некоторых из них как не было «учительницы первой моей», так и нет, малыши два-три года занимаются с кем придется. Учительница очно вела занятия в своем первом классе в первую смену и в чужом втором во вторую смену. Сорок часов в неделю. Что произошло в связи с переходом на дистанционное обучение, кто обучал чужой класс? По-прежнему «когда папа Карло, а когда никто». Что происходит там, где не хватает учителей-предметников по всем предметам?..

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте