Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Политика образования

Дорогие студенты

Россия должна быть заинтересована в притоке иностранной молодежи
Учительская газета, №47 от 19 ноября 2019. Читать номер
Автор:

Получать образование в других странах давно стало привычным явлением. По данным ЮНЕСКО, к 2024 году миграционный поток студентов достигнет 7 миллионов человек. В России число иностранных студентов, по данным из различных источников, колеблется от 210 до 230 тысяч, что составляет лишь малую часть от этих семи миллионов студмигрантов. Надо ли стране стремиться к тому, чтобы число иностранных студентов росло? И если надо, то зачем? Эти вопросы, как и многие другие, обсуждались на Интернациональном студенческом конгрессе «Мы разные, но мы вместе», прошедшем в Петербурге.

На первый вопрос ответ был однозначным: надо. А почему «надо», эксперты, в число которых входили представители высших учебных заведений России, указали две ключевые причины: геополитика и экономика. По словам директора Экспертного центра оценки документов об образовании Ассоциации проректоров по международным связям высших учебных заведений Санкт-Петербурга Евгения Шевченко, в обучении иностранных граждан для страны много плюсов. Прежде всего это политические связи. Среди иностранных выпускников российских вузов есть те, кто стали высокопоставленными чиновниками в своей стране и даже главами государств. Учеба и жизнь, проведенная в России, позволяет им не придерживаться различного рода клише, а самим объективно оценивать политические процессы.

Кроме того, иностранные выпускники помогают выстраивать и поддерживать тесные экономические связи, создавать различные бизнес-проекты. Люди, как правило, стараются иметь дело с бизнес-партнерами, которые им известны. Знание экономики принимающей страны помогает находить те ниши, которые содержат потенциал развития и могут принести выгоду.

В то же время иностранные выпускники стимулируют развитие национальной экономики России, поскольку становятся проводниками российских научных разработок, технологий, моделей. Как поясняют эксперты, сегодня многие российские разработки находятся в статусе отложенного интереса. Это несколько тормозит активное включение страны в мировое научное и промышленное сообщество. Поэтому выпускники-иностранцы часто выступают популяризаторами российских инновационных разработок.

Есть и прямая экономическая выгода от присутствия в вузах иностранных граждан. Их плата за обучение поступает в государственную казну, а это совсем не маленькие суммы. Помимо этого эксперты-экономисты подсчитали: каждый иностранный студент хотя бы раз в год привозит в Россию родственников, которые тратят свои деньги на проживание, питание и обширную культурную программу. Таким образом, страна получает дополнительный доход от подобных туристических посещений.

У самих иностранных граждан российское образование пользуется спросом. Например, как рассказали представители Псковского государственного университета, 8 лет назад в вузе обучались всего 40 студентов-иностранцев. Сегодня их более 1200. В основном это молодежь из стран Балтии, Индии и Китая. Также появились студенты из Латинской Америки. Самым сложным для обучения является первый курс, поскольку уровень школьной подготовки и уровень владения русским языком у всех разный. Приходится заниматься не столько обучением, сколько «уравниванием». Но самое главное, что отмечают псковичи, большинство выпускников остается после обучения в России. Это говорит о том, что молодежь выбирает не столько место, где учиться, сколько место, где потом жить и работать.

Если вернуться к теме обучения, то, как заметил начальник Управления международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного экономического университета Олег Золотокрылин, по запросам иностранных студентов и их родителей эксперты даже составили своеобразный рейтинг приоритетов. На лидирующих позициях – качество образования. Затем идут стоимость обучения, комфорт и безопасность. Качеством образования иностранцы в основном довольны, особенно студенты медицинских вузов. Зато претензии по этому пункту есть, как оказалось, у российских студентов-контракт­ников, присутствующих на конгрессе. В частности, ребята считают проблемой неактуальность российского образования. А она, по их мнению, заключается в излишней теоретизации преподаваемых дисциплин. Студенты СПбГУ привели такой пример: в то время как они считали интегралы, их друзья в университете в США учились эти интегралы применять. Российских ребят также заинтересовало, почему они, обучаясь, условно говоря, на факультете менеджмента, получают не навыки управления персоналом, а изучают историю, социологию, философию и т. д.? И зачем первокурсникам-медикам экономика, а биологам – история? Студенты спросили экспертов, почему в российских вузах не вводится кредитная система дисциплин, когда студент сам набирает перечень дисциплин для изучения.

Нужно заметить, что преподаватели вузов по многим пунктам согласились с ребятами. В частности, проблема дефицита практической направленности российского вузовского образования обсуждается уже давно. Этот вопрос требует оперативного решения. В то же время, если обучение «запрактиковать», неизбежен перекос, ведь технологии меняются стремительно и полученные практические навыки могут быстро устареть. По мнению экспертов, и школа, и вуз должны ориентировать на умение учиться и самообразовываться.

Что касается фундаментальности образования, то здесь эксперты выступили единым фронтом, поскольку она еще никому в жизни не помешала. К примеру, от того, что управленец будет всесторонне развит, выиграет все общество. Поднимаясь по карьерной лестнице, он будет становиться более ответственным руководителем и будет мыслить в контексте общих исторических и экономических процессов.

Как подытожил Олег Золотокрылин, научить кого-либо можно лишь в том случае, если человек сам захочет учиться. И не важно при этом, какой он национальности и в какой стране учится. Образование без личного участия студента невозможно. Для тех, кто это понимает, знание не бывает лишним.
Санкт-Петербург

Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt