Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Текущий номер

Это не чудо, это реальность

Финское образование как действенная смесь свободы, радости и игры

номер 48, от 29 ноября 2016

Опрос

Читают ли книги родители ваших учеников?

Результаты

Текущий номер

Это не чудо, это реальность

Финское образование как действенная смесь свободы, радости и игры

номер 48, от 29 ноября 2016

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№ 49 от 6 декабря 2016 года

pПослание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: какие тренды стоит ожидать в сфере образования?

pПедагогический процесс на уроках музыки не обходится без «подводных камней»: обучение пению основано на постоянной проверке, на сравнении успехов одного с успехами другого. А за этим - опасность разочарования, риск формирования комплекса замкнутости и даже озлобления. Все это особенно характерно для подростковых классов. Так что же и как нужно изменить?

Конкурс "Иосиф Бродский. Возвращение". Завершен. Подведены итоги.

                

                

  ИТОГИ КОНКУРСА «ИОСИФ БРОДСКИЙ. ВОЗВРАЩЕНИЕ».


Покидая Россию в 1972 году, Иосиф Бродский написал в письме Брежневу: «...Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге...». Эти строки, наверное, можно назвать лейтмотивом нашего конкурса «Иосиф Бродский. Возвращение», посвященного 75-летию со дня рождения поэта. Его участники, приславшие нам свои работы, разошлись во мнениях, можно ли считать возвращение великого поэта состоявшимся, ведь в школьной программе творчество нобелевского лауреата представлено пока только эссе, а в перечне новой Концепции филологического образования - в четырех стихотворениях. Однако большой интерес к конкурсу со стороны школьников, студентов и педагогов говорит о том, что этот процесс идет и, будем надеяться, он уже неостановим. К нам в редакцию поступили десятки работ из разных уголков бывшего Советского Союза, многие из которых связаны с жизнью Иосифа Александровича на Родине, — из Москвы и Питера с их обширными областями, Нижнего Новгорода, Удмуртии, Хакасии, Орловской, Курской, Калужской, Архангельской, Калининградской областей, Сибири, Башкирии, Татарстана и даже Казахстана.

Авторы работ удивили и порадовали нас своими оригинальными работами и трепетным личным взглядом на творчество не самого простого для понимания поэта. Как откровенно призналась нам 15-летняя Екатерина Тихонова из Нижнего Новгорода, «в школе мы чаще всего «изучаем – препарируем» оптимистическую лирику. У Бродского все по-другому. Его стихи и эссеистика поражают смешением циничного натурализма (простите за резкость) и глубокой философии, до которой мне еще расти и расти». Вообще же конкурсанты помогли нам прикоснуться к некоторым загадкам личности Иосифа Бродского, человеку и поэту огромных противоречий.

Гениальный самоучка, закончивший семь классов школы, ставший профессором престижных американских и британских университетов, поражавший собеседников колоссальным интеллектом и объемом памяти. «Как вышло, что двоечник и второгодник вдруг стал писать стихи? А все точно так же – из того же великого «перводвигателя»: выйти за очерченные меловые границы...», - пронзительно точно написала об этом одна из победительниц конкурса в номинации эссе Ксения Елистратова, создав собственную метафору из образов нарисованного мелом кошмарного города из фильма Ларса фон Триера «Догвилль» и самого Бродского с его стихотворением «Не выходи из комнаты». В своем эссе «Меньше единицы» Бродский пишет, что уже «в возрасте лет десяти или одиннадцати мне пришло в голову, что изречение Маркса «Бытие определяет сознание» верно лишь до тех пор, пока сознание не овладело искусством отчуждения; далее сознание живет самостоятельно...». В результате, как заметит другая наша победительница Татьяна Куликова«рефлексирующая способность дает Бродскому возможность выйти на качественно новый уровень существования: из сферы необходимого в сферу свободы. Свободы самообразования и ускоренного поиска своего жизненного пути. Искание самой жизнью идет с невероятным ускорением и опережает тривиальное образование: сначала школа, потом институт». Не случайно друг и постоянный собеседник Бродского Лев Лосев говорил даже о физиологическом ускорении процессов взросления и старения поэта, который в свои 55 и с 4 инфарктами выглядел намного старше своего возраста (но и пережил он, как сам говорил, минимум две жизни — загнанного одиночки в СССР и суперуспешного поэта на Западе).

А всеми подмеченная гордость поэта, переходящая порой в гордыню, высокомерие, даже цинизм и снобизм? Не есть ли это прием самозащиты от враждебного всякой свободе мира, где его не читали, но отправили в психушку, тюрьму, ссылку? Разве случайно его стихи напоминают клаустрофобическое, несмотря на масштабы «пространство с огромным чувством, похожим на то, которое именуют «комок в горле». Словно ты никто, и со всех сторон окружен ничем», - как напишет в своем эссе словесник Марина Резник из Калужской области. В западном же мире Бродский сделал все, чтобы донести до окружающих признание своей гениальности (и разве не имел на это право?), впрочем, всегда настаивая на том, что он лишь инструмент его величества Языка, этого явно божественного гласа. В этом, между тем, величайшее смирение поэта. Об этом качестве Бродского пишут гораздо меньше, хотя именно оно поражает во многих его признаниях о собственной жизни. Взять хотя бы его удивительное определение себя как величины «меньше единицы»: «Так рано или поздно каждый из нас остается наедине с мирозданием и, вглядываясь в него, способен догадаться, что сам является мнимой величиной, квадратным корнем из минус единицы» (из эссе «Меньше единицы»). Особенно этому, надо думать, способствует суровый русский экзистенциальный опыт с его страданиями. Без ссылки и изгнания Бродский не был бы тем поэтом, каким мы его знаем, подчеркнули многие конкурсанты (особенно проникновенно это сделала Ольга Белозерова, учитель Назарбаев Интеллектуальной школы из Казахстана в разборе стихотворения «Мне говорят, что нужно уезжать…» ).

Этот же опыт сделал уникальным его мировоззрение и поэтическую манеру, в которых иногда невыносимое отчаяние уравновешивается редким мужеством. Свой стоицизм Бродский ведет от деревни Норенской Коношского района Архангельской области, где отбывал ссылку. Жительнице этих мест, учителю русского языка и литературы Елене Сархадовой это понятно, как никому: «Иногда в дождливые дни, сидя у окна, я думаю, как ему, городскому пижону, было тяжело в наших краях, среди хмурых, серых, однообразных лесов, среди заплутавшихся в них дорог, которые в ненастные дни становились труднопроходимыми, среди кособоких избушек, малообразованных (в лучшем случае), но простодушных и работящих людей. Один, без дома, без семьи, без друзей, с его еврейским менталитетом, с больным сердцем, не приспособленный к сельским условиям... Целых полтора года! Как он выдержал? Не растерял себя, не опустил руки? Как? Как пережил эту несправедливость, предательство любимой, обман друга, суровые условия?». Сам поэт в своем знаменитом стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» напишет, что «позволял своим связкам все звуки, помимо воя».

То же касается пресловутой холодности поэзии Бродского. Холод, космос, пустота, пустыня, ничто — излюбленные образы Иосифа Александровича. Именно таким чувствовал окружающий мир поэт, и был ли он не прав, с его-то биографией? Однако его пустота не оказывается пустой. Нам кажется, очень точно сформулировала это наша победительница Галина Плотникова: «Но пустота, пустынь безбрежна, бесконечна (вот где свобода!), но не бесплодна. «Пустыня внемлет Богу» и дает откровения». Вспомнить хотя бы строчки из стихотворения «Как давно я топчу, видно по каблуку... (1987)»:


И по комнате точно шаман кружа,

Я наматываю как клубок

На себя пустоту её, чтоб душа

знала что-то , что знает Бог.

Если даже не говорить о яростной страстности любовной лирики Иосифа Бродского (возьмите практически любое стихотворение из книги «Новые стансы к Августе»), в его поэзии порой открывается непостижимой глубины и нежности реальность. Ярчайший образец — его «Сретение», посвященное Анне Ахматовой и написанное меньше чем за полгода до изгнания с родины. А его, агностика, традиция писать стихотворения к Рождеству? Справедливо заметила библиотекарь Татьяна Киселева из Ленинградской области: «Иосифа Бродского часто называют скептиком, скорбным певцом отчаяния… А давайте прочитаем его стихи к Рождеству, когда мы «все немного волхвы…» Рождественские стихи Бродского - это «тихотворения». И когда мы, в тишине, прикоснёмся к этим «тихотворениям», наверное, скажем о нём что-то другое…». Каким мужеством, смирением и любовью к миру надо обладать, чтобы сказать, как Бродский:

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

(«Я входил вместо дикого зверя в клетку...»).

Лучше всех из конкурсантов об этом написала, пожалуй, все-таки Галина Плотникова: «Осенью вместе с моими учениками будем говорить его стихами. Не о смерти. О любви. Выстраданной, не до конца высказанной, огромной, не вместившейся в его больное сердце и разорвавшей его в 55 лет. О любви к Родине, к Слову, к женщине, к миру, к нам».


Благодарим вас, друзья, за эти и другие открытия, сделанные в присланных на конкурс эссе. Увы, количество призовых мест всегда ограниченно, поэтому мы распределили победителей в этой номинации следующим образом:


Номинация: эссе о творчестве или судьбе поэта в стиле его прозы

I место. Галина ПЛОТНИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы «Сосны», поселение Успенское, Московская область. «Глас вопиющего...»

II место. Татьяна КУЛИКОВА, учитель химии и биологии Лекшмозерской основной школы, п/о Морщихинская, Архангельская область. «Ускорение Иосифа Бродского: от «меньше единицы» до бесконечности....»

III место. Ксения ЕЛИСТРАТОВА, учитель русского языка и литературы школы №34 г. Череповца Вологодской области. «Слава Богу, что я без на земле без отчизны остался?».


В другой номинации - интерпретация одного или нескольких стихотворений (в виде музыкально-литературной композиции, видеопоэзии, анимации) — мы позволили себе эксперимент. И оказалось, что он вполне оправдан — именно здесь мы получили больше всего работ от школьников и студентов. Как и предполагалось, молодежь увлекла возможность облечь свои эмоции и мысли в зримую и слышимую форму. Особенной популярностью пользовалась видеопоэзия — относительно новый жанр современного искусства, раскрывающей новые ассоциации и пласты поэзии (это может быть текст на экране или стихи, которые читает сам поэт, авторы ролика, актеры) через видеоряд и иногда музыку. Кто-то прочел Бродского в ритме рэпа, кто-то буквально последовательно воспроизвел материальные образы стихотворений, еще раз доказав вещественность, зримость его поэтического мира.

Помимо победителей, мы хотели бы отметить яркие артистические работы словесницы из Алтайского края Ирины Захарьевой и интересный в художественном отношении видеоряд из «клипа» библиотекаря Нижнекамского колледжа Республики Татарстан Надежды Илюшкиной. Но совершенно нас потрясли именно обладатели трех первых мест. Так, учитель Любовь Соснина сама замечательно выразительно прочитала стихотворения Иосифа Бродского, подобрав к ним безупречный живописный ряд из видов Петербурга и Венеции. А 11-классница Валерия Бабицкая, кажется, привлекла к созданию своего видеоролика всех своих друзей — ребята в кадре поочередно читают стихи нобелевского лауреата. И не зря: вышел маленький шедевр, говорящий словами самого поэта об их благодарности и любви к Бродскому. Но особенно поразительным мы считаем короткий анимационный фильм школьницы из Татарстана (эта республика вообще прислала самое большое количество работ на конкурс) Гузель Валиевой. Обязательно посмотрите его на нашем сайте: это очень трогательная история, рассказанная в нежнейших красках и дополненная ангельским голосом Елены Фроловой. Итак, вот наши победители:

Номинация: интерпретация одного или нескольких стихотворений (в виде музыкально-литературной композиции, видеопоэзии, анимации)

I место. Гузель ВАЛИЕВА, ученица 11 класса школы № 7 г. Азнакаево, Республика Татарстан. Анимационный фильм по мотивам стихотворения Иосифа Бродского «Мотылек».

II место. Валерия БАБИЦКАЯ, ученица 11 класса лицея г. Абакана, Республика Хакасия (руководитель Наталья Муравьева). Видеопоэзия.

III место. Любовь СОСНИНА, учитель русского языка и литературы Чекменёвской основной школы, Пермский край. Видеопоэзия.


Наконец, нельзя не сказать и о самой художественной из номинаций — присланные на нее рисунки порадовали разнообразием тем и техник исполнения. Это и иллюстрации к стихотворениям, и зарисовки на тему судьбы поэта и, разумеется, портреты Иосифа Александровича. Хочется отметить не получившие наград работы студента 1 курса нижнекамского техникум нефтехимии и нефтепереработки из Татарстана Руслана Валиева (трогательная иллюстрация к стихотворению «О, как мне мил кольцеобразный дым…»), 8-классницы Дианы Морозовой из Орловской области (экспрессивный портрет кота Самсона из стихотворения «Он слоняется по крышам/ Как звезда по небосводу) и участвовавшего вне конкурса Евгения Зиберта (удивительный коллаж-портрет на тему судьбы Бродского). Ну, и конечно, нас не мог не восхитить физически и психологически точный портрет Иосифа Александровича работы Маши Лаптевой. Своей теплотой тронул нас и портрет юного Оси Анны Тимофеевой. Словом, призовые места в этой номинации распределились так:


Номинация: графические иллюстрации (в том числе портрет поэта) к стихотворениям и прозе Бродского

I место. Мария ЛАПТЕВА, студентка 1 курса филологического факультета Воронежского государственного университета. Портрет поэта и иллюстрация к стихотворению, посвященному «М.Б.».

II место. Екатерина САМСОНЕНКОВА, учитель изобразительного искусства школы № 109 г. Перми, Пермский край. Иллюстрация к стихотворению «Рыбы зимой».

III место. Светлана КУЛИКОВА, студентка 4 курса художественно-графического факультета Курского госуниверситета, Курская область. Коллаж к стихотворению Бродского «От окраины к центру».

Анна ТИМОФЕЕВА, учитель изобразительного искусства гимназии г. Сызрани, Самарская область. «Бродский в молодости и его котенок».


Еще раз искреннее спасибо всем участвовавшим в конкурсе! Ждем вас на наших новых испытаниях. Победители получат дипломы «УГ» и призы, любезно предоставленные нашими патрнерами: литературной премией «Дебют», издательствами «Самокат» и «Центрполиграф». Остальные — сертификаты об участии. 


На рисунках:

Евгений ЗИБЕРТ. «Меня упрекают во всем, окромя погоды...»

Светлана КУЛИКОВА. Коллаж к стихотворению Бродского «От окраины к центру».

Диана МОРОЗОВА. Кот Самсон.





Положение

                        о Всероссийском конкурсе «Иосиф Бродский. Возвращение»,

                         посвященном 75-летию поэта

В 1972 году под давлением властей Иосиф Бродский был вынужден покинуть СССР. Уже будучи гражданином Америки, он стал нобелевским лауреатом в области литературы и Поэтом-лауреатом США. При этом Иосиф Александрович родины никогда не забывал, считая разлуку с ней самой горькой из своих потерь. До конца своей недолгой жизни в 1996 году он не оставлял мысли вернуться сюда. Его поэзия давно уже не знает границ, но в российском образовании фигура Бродского пока еще не оценена в его истинном масштабе. Надеемся, вместе с вами мы поспособствуем исправлению этой ситуации.

 

Участники конкурса:

К участию в конкурсе приглашаются школьники 9-11 классов, учителя и библиотекари; студенты, аспиранты и магистранты, а также преподаватели системы СПО, высших учебных заведений, и педагоги дополнительного образования.

Обязательное условие для участия в конкурсе - подписка на «Учительскую газету». Подписка может быть электронной, индивидуальной или школьной, но это обязательно должна быть школа, в которой работает или учится конкурсант.  

 

Номинации:

1) ваша интерпретация одного или нескольких стихотворений Бродского в виде:

а) музыкально-литературной композиции (длительностью не более 3 минут);

б) видеопоэзии (длительностью не более 3 минут);

в) анимации (длительностью до 3 минут);

2) эссе о творчестве или судьбе поэта в стиле его прозы;

Объем работ – не более 8 тысяч знаков с пробелами.

3) графические иллюстрации (в том числе портрет поэта) к стихотворениям и прозе Бродского (не более 3).

 

Критерии оценки эссе (детских и взрослых):

1)     Соответствие работы выбранной номинации и теме (указываются обязательно).

2)     Оригинальность текста. Все заимствования оформляются в виде цитат.

3)     Индивидуальный взгляд на мир и поэта. Самобытный образный строй и язык эссе. 

 

 

Критерии оценки видеопоэзии, анимации, музыкально-литературной композиции:

1)     Соответствие заявленной теме (последняя определяется вами самостоятельно в рамках номинации);

2)     Оригинальность видения персонажа и манеры изложения материала;

3)     Яркость иллюстративного и музыкального ряда.

 

Критерии оценки иллюстраций:

1) Оригинальность идеи и воплощения.

2) Продуманная композиционная структура произведения.

 

Требования к конкурсным работам:

1)         К участию в конкурсе принимаются только работы в электронном виде (кроме иллюстраций – допускается присылка работ также на почтовый адрес редакции).

2)         Конкурсные работы должны носить  самостоятельный характер.

3)         Четко соответствовать избранной номинации.

4)         Работы, не соответствующие Положению конкурса, не рассматриваются.

 

Оформление работ:

1)  В теме письма необходимо указать фамилию автора, название конкурса и номинации.

2) Вместе с конкурсным материалом необходимо прислать отсканированную квитанции о подписке на «Учительскую газету».

3) К каждому конкурсному материалу необходимо приложить файл с указанием ФИО и должности автора (возраста – для школьников), названия школы, номинации, темы, полного домашнего адреса и телефона, личного и школьного электронного адреса.

4) Работы первой номинации просим размещать на удобном для вас файлообменнике, указав в электронном письме ссылку на нужный файл.

Внимание: файлы, присланные вложением в электронное письмо, в этой номинации не рассматриваются!

5)  Эссе и иллюстрации высылаются по электронной почте прикрепленными файлами. Эссе – в формате Word, текст, набранный шрифтом Times New Roman, размер 14. Иллюстрации (фото и сканированные рисунки) – в формате jpg, размером не больше 500 КБ, 300 dpi. К иллюстрации должен быть приложен небольшой (до 500 знаков) пояснительный текст.

Внимание!

Во всех трех номинациях могут участвовать как педагоги всех уровней, так и старшеклассники и студенты.

Присланные на конкурс работы не возвращаются и не рецензируются.

 

 

Сроки проведения

Принимаются материалы, отосланные не позднее 15 августа 2015 года (включительно) по электронной почте wozduh74@yandex.ru. Куратор конкурса – Татьяна Ефлаева. По всем вопросам обращайтесь по вышеуказанному электронному адресу.

Результаты конкурса будут объявлены в сентябре-октябре 2015 года.

 

Подведение итогов:

В каждой номинации - три призовых места. Победители получат дипломы и призы от редакции и партнеров «УГ». Все участники получат электронные свидетельства. Результаты конкурса  публикуются в «Учительской газете» и на сайте www.ug.ru.

 

 

 

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Мексиканская кухня в Москве. Информация здесь.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.