search
main
0

Борис МАРКОВ:

Важно сохранить качество человечности

Борис Марков – доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии Института философии СПбГУ. Сегодня он один из самых популярных ученых в нашей стране, так как сфера его исследований затрагивает вопросы, важные для всего человечества: развитие общества, место человека в окружающем мире, будущее, которое нас ждет…

– Борис Васильевич, что такое философская антропология не с академической точки зрения, а с точки зрения обычного человека? Вот есть две дисциплины – философия и антропология, какая между ними связь?

– Оба слова греческого происхождения. Философия – любовь к мудрости, антропология – учение о человеке. Вопрос о том, что такое человек, был поставлен еще древнегреческими мыслителями. Если в традиционном обществе ценился род, а не индивид, общество, а не личность, то у греков существовало нечто вроде «вечевой демократии». Каждый мог заявить свое мнение на агоре (так называлась городская площадь в Афинах) и каждый мог его оспорить. Решения же принимались большинством.

Воспитание человека, наделенного социальными добродетелями, способствовало прочности афинского полиса – города-государства. Порядок в полисе должен был соответствовать космическому порядку, и за этим следила философская идеология, претендующая на управление государством. Христианство повернуло человека к Богу, который является Перволичностью, образцом для всех людей.

Проблема человека как автономного индивида, обладающего свободой, собственностью и естественными правами, стала значимой в эпоху Нового времени. Хотя слово «антропология» в философских трактатах встречается начиная с XV века, антропологический поворот в философии произошел лишь в начале ХХ столетия. Онтология (учение о бытии) и гносеология (теория познания) уступили место философской антропологии, согласно которой наш процесс познания, будь то вопросы, касающиеся природы, Бога или общества, является человеческим. Мы воспринимаем мир нашими органами чувств, описываем его на своем языке. Биологическая антропология, опирающаяся на теорию эволюции Чарлза Дарвина, выводит человека из природы и объясняет соответствие наших знаний реальности приспособляемостью организмов к окружающей среде. В свою очередь философская антропология выступает с критикой естественно-научной теории антропогенеза, согласно которой в результате эволюции шаг за шагом живые организмы становятся все более совершенными. Ее основоположники – М.Шелер, Х.Плеснер, А.Гелен – указали на недостаточность человека. Это раннее рождение, затянутый период детства, неприспособленность к естественной среде… Сходные идеи в России высказывал В.С.Соловьев.

По мнению вышеназванных философов, именно «незавершенность» человека заставила нас создавать искусственную среду обитания. Человек – это творец и творение культуры. Отсюда жилища, орудия труда, наконец, общество, в котором забота о подрастающем поколении становится одной из главных задач, все это не только предметы и институты, но и своеобразные прототехнологии формирования человека. Он не только социальное, но и природное существо. Поэтому окружающая среда, климат, ландшафт и биоценоз также определяют первичные общности, которые называются этносами. Общая территория, образ жизни, история формируют народ, а государство формирует нацию. К этим природным и культурным условиям добавляются воспитание и образование, и благодаря этому происходит формирование человека.

– Мы привыкли считать человека царем природы и венцом творения. Так ли это? Как получилось, что человек выделился из природы? Благодаря каким качествам? Или это вышло случайно?

– Возьмем биологов и теологов. Первые считают, что развитие человечества подчиняется законам природы, вторые – что оно подчиняется божественному Творцу. И хотя археологических открытий становится все больше и наши знания о человечестве постоянно расширяются, для объяснения многообразия всех собранных фактов не хватает новых теорий. Проблема в том, что человек как природное существо не завершен, но при этом наделен способностями, которые с точки зрения приспособления к окружающей среде оказываются излишними. Человек – продукт технологий. Компенсируя природные недостатки орудиями труда, употребляя не сырую, а вареную пищу, создавая семью и общество, изобретая язык, он превращается в культурное существо.

– Какое место, по-вашему, человек занимает в сегодняшнем мире? Например, в природе, космосе?

– Сегодня человек не пасынок, а хозяин природы. Но это и налагает на нас огромную ответственность за все живое на планете. Экономное потребление, восстановление ресурсов – это наша обязанность перед природой и будущими поколениями. Наконец, в связи с выходом в космос следует актуализировать и космологическое измерение человека, на которое указывали Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и прочие исследователи в этой области.

– Как антропогенные факторы воздействуют на историю и повседневную жизнь людей?

– Обычно говорят об опасности антропогенного воздействия на природу. Как связаны человек и история – этот вопрос берет начало в далеком прошлом. Наиболее впечатляющим ответом на него является, пожалуй, теория героев и толпы. Сегодня чаще говорят о роли элит. Поскольку наш язык построен как двоичная система, а жизнь – это процесс становления, то приходится каким-то образом соединять противоположности. Наиболее пластично это было сделано Гегелем, который в своей «Философии истории» показал, что историю делают сильные (добавлю от себя, часто злые) люди, но результатом их деяний оказывается прогресс свободы.

Сегодня история рассматривается не только с политической точки зрения как последовательность деяний великих личностей, их побед или поражений, но и как медленный процесс эволюции повседневной жизни обыкновенных людей. Вопрос, что важнее – войны, революции или незаметные на первый взгляд изменения в образе жизни (питание, жилище, работа, отдых), нужно решать на основе дополнительности. Например, изобретение мобильных телефонов настолько изменило жизнь людей, что можно говорить о медиальной революции.

– Что такое культура и цивилизация с точки зрения философской антропологии? Можно ли назвать нас цивилизованными? Или это иллюзия?

– Прежнее различие между культурой и цивилизацией постепенно стирается. Раньше к культуре относили творческие, духовные, художественные достижения, а к цивилизации – материальные, утилитарные удобства. Сегодня ценится и то и другое. В России в последнее время дискутируют об особом пути цивилизационного развития – евразийстве – как единстве западной и восточной культур.

– Борис Васильевич, почему в обществе людей, которые считают себя культурными и цивилизованными, существуют насилие, войны и прочие негативные явления? Может быть, мы недалеко ушли от животных?

– Согласно выдающемуся австрийскому зоологу и зоопсихологу Конраду Лоренцу наиболее агрессивными являются слабые животные. Таким был и человек, пока не стал благодаря развитию техники хозяином на Земле. Теперь нам нужно учиться сдержанности. Что же касается войн и насилия, то их опасные последствия также во многом определяются техническим развитием. Деревенские драки и даже межплеменные войны не сопровождались огромными потерями. Они разряжали накопившуюся агрессию и на время успокаивали общество. Другое дело – религиозные войны типа крестовых походов… Но самыми страшными в истории нашей цивилизации, конечно, стали мировые войны ХХ столетия, унесшие десятки миллионов жизней. Не хочется даже думать о том, будет ли, и если будет, то какой, третья мировая война. Хорошо бы она была космической и ее вели бы роботы… Но и в этом случае она станет совершенно бессмысленной тратой ресурсов.

Впрочем, некоторые мыслители указывают на неизбежность и даже пользу опыта боли, насилия и войны. Если, как считал Достоевский, человеку необходим опыт страдания, то в современном комфортном обществе его явно недостаточно. Может быть, это и объясняет всплеск кровавых зрелищ, напоминающих о римском Колизее, на экранах наших телевизоров?

– В последнее время широко обсуждаются различные скандальные случаи, связанные с проявлениями сексуальности. Скажем, известный режиссер домогался молодых актрис, или 13‑летняя девочка забеременела от 10‑летнего мальчика… Могут ли культура и «правильное» воспитание влиять на сексуальное поведение людей?

– Да, например, студенты все чаще обвиняют строгих преподавателей в сексуальных домогательствах. Кстати, это можно объяснять не ростом, а, наоборот, упадком эротической чувственности. Указывая на сексуальных «маньяков», мы забываем о тех, кто не может найти свою вторую половинку. Слова «трансгендер» и «транссексуал» могут обозначать не только половые перверсии, но и тенденции выхода за пределы пола…

Что же касается фактов реального домогательства, то необходимо проводить занятия по профессиональной этике. Я обычно советую женщинам и девушкам в случае признаков домогательства со стороны преподавателей или начальников не таить это в себе, а привлекать родителей и подруг, чтобы сообща вразумить сластолюбцев. Последним я также говорю, что не по-мужски приставать к зависимым от тебя представительницам слабого пола. Раз уж так устроены люди, то студентки, конечно, могут влюбляться в молодых, красивых и умных преподавателей, но задача последних так разрулить ситуацию, чтобы не травмировать, а творчески сублимировать влюбленность.

– Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции современного общества? Куда мы движемся? Какие опасности нас поджидают?

– К сожалению, мы не вполне понимаем, в каком обществе живем. Идеал гражданского общества и демократии как-то потускнел, наблюдается ностальгия по советскому прошлому. Действительно, развал Советского Союза – это крупнейшая геополитическая катастрофа в мировой истории. В результате утвердился капитализм, а социализм обвинили в тоталитаризме. Но нельзя забывать, что и у капитализма много недостатков. К сожалению, их нельзя преодолеть политическими средствами, так как капитализм – это экономика. Поэтому вся надежда на ее развитие, благодаря которому люди смогут жить лучше.

– Насколько способно изменить общество развитие технологий? Положительный это фактор или отрицательный?

– Продолжая тему, могу сказать, что современные технологии позволяют жить лучше. Да, есть опасности, но их можно избежать. Во многом этому мешает пещерное мышление людей, которые используют технологии в эгоистических целях.

– Каким, по-вашему, должно быть идеальное человеческое общество? И возможно ли оно в принципе?

– Долгое время идеалом общества считался греческий полис, в котором единство граждан позволяло не только выживать, но и развиваться в условиях противостояния с могущественными восточными царствами. Наше общество является индивидуалистическим. Каким окажется общество будущего, трудно сказать. Нам нужно учиться жить вместе. Конечно, встречаются небольшие коллективы, связанные отношениями дружбы. Однако в современном высокодифференцированном социуме люди связаны формальными, служебными, то есть не вполне человеческими, отношениями. Важно, исполняя ту или иную социальную роль, сохранить качество человечности. Нельзя все сваливать на систему. Как законодатели, так и исполнители правил, инструкций, постановлений несут свою долю ответственности в каждом конкретном случае применения закона. Даже наказание должно иметь терапевтический эффект.

– Необходимо ли школьникам и студентам философское образование? Что оно дает? Должен ли быть пересмотрен подход к философии в связи с современными тенденциями?

– Говорят, чтобы философствовать, надо состариться. На самом деле учиться философствовать нужно смолоду, особенно сегодня, в эпоху онлайн. С целью повышения производительности и снижения издержек экономисты всячески поддерживают процессы цифровизации образования. К сожалению, компьютерные обучающие программы пока не способны стимулировать развитие духовных качеств. Они формируют «видиотов». Философия же учит думать. Важно понимать, что могут и что не могут делать машины, и научиться жить в согласии как с природной, так и с техногенной окружающей средой.

Ирина ШЛИОНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте