Ещё недавно, в 90-е, существовала вполне определённая установка: если хочешь быть лидером – учись достигать поставленной цели, несмотря ни на что, даже если для этого придётся идти по головам и перешагивать через трупы. Потом все внезапно озаботились тем, что в современных условиях делать ставку на одного человека, пусть трижды умного и инициативного, как-то неправильно, теперь все серьёзные и фундаментальные открытия являются плодом усилий научных коллективов, то есть большого количества специалистов, каждый из которых силён в чём-то своём, и нужно правильно организовать этот процесс, для чего крайне важно уметь быть грамотным менеджером. Затем всё-таки пришли к выводу: да, все люди от природы чем-то одарены, и любой из нас имеет полное право стать лидером в том деле, в котором он вне конкуренции, однако настоящий лидер всё-таки должен понять потенциал каждого из нас, выстроить максимально эффективную схему взаимодействия и направить усилия масс для решения проблем, суть которых понятна всем, а значит, никого не надо будет “гнать из-под палки”.

И всё-таки, как выясняется, лидер лидеру рознь. В этом мы убедились, проведя опрос участников форума педагогов “Современное образование – лидерство Подмосковья”, который прошёл на днях в Красногорске. Мы задали им два очень простых вопроса: 1) кто такой лидер? 2) лично вы – лидер или нет? Ответы говорят сами за себя.

Бабкен БАЛОЯН, доктор технических наук, профессор, кандидат химических наук, Директор колледжа "Угреша", Дзержинский, Московская область:

- Лидер – тот, кто ведёт за собой и является примером для всех. Он всегда нацелен на результат – любой ценой, но в пределах допустимого. Это касается как взрослых, так и детей. Но если школьников мы сначала должны обучить лидерству, то учителя и родители уже должны быть лидерами и показывать детям пример во всём. Только одной теорией здесь нельзя ограничиваться, это лишь треть успеха, нужно обязательно на практике, на конкретных делах показывать, что значит – быть лидером. То есть нужны живые герои, на которых бы все равнялись и за которыми шли.

Дарья АГЕЕВА, волонтёр, Москва:

- Лидер – человек, который понимает других и не ставит себя выше них, предъявляет к остальным такие же требования, что и к себе. Нередко начальник смотрит на подчинённых свысока и относится к ним пренебрежительно. А настоящий лидер никогда так не делает.

К тому же, он всегда предлагает людям что-то новое, интересное, проявляет инициативу и дружелюбие. И ещё – он готов нести ответственность за себя и за других. Но я - не лидер.

Анна МАРТЫНОВА, и.о. обязанности директора Деденевской школы, Дмитровский район, Московская область:

- Настоящий лидер - директор нашей школы Валентина Лаврентьева, с которой я работаю. Она очень требовательная, коммуникабельная, активная, не только всегда идёт в ногу со временем, но и нередко даже опережает его. Она всегда в курсе всех событий, всегда держит руку на пульсе. Я – не лидер, но учусь этому у Валентины Николаевны.

Наталья КОМОЛОВА, директор Маливской школы, Коломенский район, Московская область:

- Лидер – тот, кто имеет определённую позицию по поводу решения тех или иных проблем, кто знает, как самому выйти из сложной ситуации и вывести из неё других. У него для этого есть определённые черты характера – прежде всего, харизма, обаяние. Без этого быть лидером крайне сложно. Но, разумеется, лидером должен быть очень умный и дерзкий человек, способный на поступок. Я молодой руководитель, поэтому пока не знаю, можно ли считать меня лидером, это должны сказать окружающие. Но что-то у меня получается, это факт! И я всегда стараюсь учиться у тех, кто является безусловным лидером.

Вадим АРТАМОНОВ, учитель ОБЖ и географии школы №2 Орехово-Зуево, Московская область:

- Лидер – человек, за которым пойдут другие. Он всегда имеет своё мнение, видит цель и знает, как повести других за собой. Правда, нередко бывает так, что цель эта сомнительна, а людей ведут в тупик или на убой. И тут очень важна мотивация, понимание того, куда и для чего идти и вести. Кстати, порой лидером бывает не самый умный человек, но у него есть способности сделать так, чтобы остальные, даже более умные, добровольно последовали за ним. Любой учитель, в идеале, лидер. А если это не так, то дело плохо. И это, кстати, сразу видно, с самого начала, когда молодой педагог приходит в класс. О себе говорить сложно, но если у моих детей есть успехи, благодаря мне, значит, они идут за мной в правильном направлении.

Пётр СВИСТУНОВ, волонтёр, студент 3 курса факультета психологии МГОУ:

- Лидер – это тот, кто видит цель и ведёт к ней. Конечно, вести можно по-разному, либо воодушевляя людей, либо угрожая им, вынуждая и заставляя их идти. Отсюда получается, что лидеры тоже разные бывают. Одни являются лидерами с рождения, другие берут на себя роль лидера, но не всегда справляются с нею. Я сам стараюсь быть лидером. Но лишь для того, чтобы помогать другим избежать ошибок, решить свои проблемы и прийти к своим целям.

Алёна ЩОРБА, заместитель директора по УВР техникума им. С.П.Королёва, Королёв, Московская область:

- Лидер – тот, кто мотивирует людей к лучшему. Поэтому если люди за ним идут, то только по доброй воле. У лидера обязательно должно работать креативное мышление, чтобы предложить окружающим что-то интересное, оригинальное. Но бывает и так, что лидером становится не слишком умный и может быть даже примитивный человек, который, однако, вполне может обладать определённой харизмой и способностью пустить пыль в глаза блистательными идеями. И люди тоже идут за ним, попадая под действие его обаяния. И ещё. Ошибочно думать, будто настоящий лидер всегда ведёт людей только вперёд. Он должен уметь признавать собственные ошибки, и если видит, что завёл других в тупик, честно сказать им об этом, развернуться и искать выход. Но чтобы до такого не дошло, надо уметь прислушиваться к чужим мнениям, обладать стратегическим мышлением. Лично у меня нет желания стать лидером во что бы то ни стало. Но поскольку я руковожу людьми, занимаюсь волонтёрством, я понимаю, что лидерским качествам нужно учиться, иначе тебя никто не будет слушать. Иными словами, лидерство – это одно из средств и необходимое условие решения какой-либо проблемы.

Кристина САЛИКОВА, учитель начальных классов школы №2, Ивантеевка, Пушкинский район, Московская область:

- Лидер – это такой человек, у которого есть в руках и кнут и пряник. Поэтому он может и поманить, и подхлестнуть, то есть и поблагодарить, и наказать – но и в том и в другом случае к нему будут относиться с уважением. У меня есть примеры таких лидеров, и я стараюсь соответствовать им. Нельзя увлечь за собой, действуя одними только пряниками. Но и благодаря одному лишь кнуту лидерами не становятся. Нужна решительность, смелость, трудолюбие, целеустремлённость. Пока я лидер только для некоторых – например, для своего ребёнка, для своих учеников и их родителей, они мною гордятся и уважают меня. И это главное.

Валентина ХОДЫКИНА, учитель начальных классов школы №1, Долгопрудный, Московская область:

- Лидер – тот, кто в жизни и профессии может реализовать себя сам. Он делает то, что считает нужным, и делает это с удовольствием, а остальные смотрят на него и начинают делать то же самое. Но чтобы быть лидером со знаком плюс, нужно, чтобы твои интересы и цели помогали сделать мир лучше, принести людям добро. Ведь, что греха таить, бывают лидеры, которые воодушевляют целые массы народа на убийства, погромы и другие деструктивные действия. Но должен ли лидер по умолчанию нравиться тем, кого он куда-либо ведёт? Трудно сказать, потому что часто своих учителей мы благодарим лишь спустя годы, понимая, что они вели нас в правильном направлении, хотя мы этому всячески сопротивлялись. И некоторых из нас, увы, надо было именно тянуть и толкать, потому что сами мы никогда бы с места не сдвинулись.

P.S. А признайтесь, коллеги, что лично вы понимаете под ЛИДЕРСТВОМ, и какими качествами, по-вашему, должен обладать истинный ЛИДЕР?

Фото автора