Накануне в МИА «Россия сегодня» назвали победителей конкурса: всего четыре команды. Этому предшествовали месяцы подготовительной работы конкурсантов и дни раздумий для жюри, на суд которого представили более 200 работ из 39 регионов страны. Впрочем, оценить работы смогли не только специалисты, но и потенциальные потребители образовательной услуги нового поколения: жюри конкурса, по словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, было расширено за счет «общественного компонента» – родителей и детей, причем, в итоге оказалось, что мнения экспертного сообщества и общественного жюри совпали.

Награждая победителей, которые получили возможность пройти профессиональную стажировку за рубежом, а также гранты на реализацию своих проектов в размере до 5 млн. рублей и другие призы от партнеров конкурса, в числе которых и «Учительская газета», президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф отметил, что главная тема конкурса – навыки XXI века – сегодня в центре внимания во всем мире: до сих пор, несмотря на то, что мы календарно перешагнули порог нового столетия, образовательная модель, которая могла бы отвечать требованиям нового времени, еще не сложилась. Причем, каждая из стран должна работать над этим не только сообща, но и самостоятельно: образование не та сфера, где можно свободно позаимствовать у кого-то готовые решения. Они должны рождаться в муках и реалиях той образовательной системы, которую будут двигать вперед. Такими локальными точками роста российского образования можно по праву назвать проекты победителей Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века».


Мнение

«Каждый четвертый выпускник школы не владеет в полной мере базовыми компетенциями. И зачастую это проблема не самого человека – лишь 5% академически неуспешных детей таковы по причине медицинских диагнозов. В основном это происходит потому, что налицо образовательный брак, отсутствие персональной помощи и патроната на ранних этапах учебы. Международные исследования показывают, что в дальнейшем именно эти люди вносят отрицательный вклад в ВВП своей страны. И Россия здесь не одинока», - 

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.


В номинации «Образовательная программа (идея/проект)» на конкурсе «Школа навыков XXI века» победила «Технология жизненного проектирования». Ее авторы поставили своей целью подготовить к нормальной, активной, осмысленной жизни детей-сирот. Ни для кого не секрет, что особые условия жизни в детских домах зачастую обуславливают неприспособленность их выпускников к тому ходу жизни, который кажется естественным их сверстникам, выросшим в семье. И это различие необходимо преодолевать. Именно поэтому авторы проекта, используя метод проектирования, предложили своим подопечным, которые учатся в 9 и 10 классах, рассматривать свою жизнь и цели на ближайшее будущее как некий проект, который должен быть продуманным и реализуемым. В идеале, благодаря «Технология жизненного проектирования», дети-сироты должны научиться ставить достижимые жизненные цели, ответственно распоряжаться своей жизнью и отвечать за свои поступки. Сегодня этот проект реализуется в Иркутске в поселке, где живут семьи с приемными детьми. Впрочем, характер задач, которые решает «Технология жизненного проектирования», делает проект в глобальном смысле полезным и перспективным – научиться делать правильный жизненный выбор нужно каждому независимо от жизненной ситуации.

В этой связи Герман Греф подчеркнул, что сегодня задача образовательного процесса состоит в том, чтобы увести подрастающее поколение от понимания своей судьбы как некой данности к пониманию судьбы как цели. И эту позицию должны разделять в том числе и родители... Но как мы в основном действуем сегодня, воспитывая своих детей? Чаще всего по принципу «как учили меня, так буду воспитывать и я, хуже не будет». Но проблема как раз и состоит в том, что в таком случае мы спускаемся на уровень простого реплицирования – и простейших навыков, и жизненного пути. Для того, чтобы двигаться вперед, говорить на языке XXI века, старые технологии и подходы уже не годятся... Родители и школа должны научить детей проектному и процессному мышлению и подготовить их к тому, что в жизни всё будет немного наоборот: сначала придется сдавать экзамен, а потом извлекать жизненные уроки.

Извлекают жизненные уроки, причем без отрыва от школы, ученики пермской гимназии №5, которая победила в конкурсе в номинации «Образовательная программа (реализованный проект)». Проект «Технологическая сессия», с которым гимназия вышла на конкурс, предполагает, что такой предмет, как «Технология» - всем известно, что чаще всего он ведется в школах по остаточному принципу – изучается... на производстве. Это стало возможным, по словам руководителей проекта, благодаря сотрудничеству с промышленными гигантами региона. Особый настрой на работу придает школьникам и то, что подобные занятия проходят в течение целой недели, которая не прерывается уроками и домашними заданиями – в эту неделю выполняется проект, который реализуется вместе с представителями предприятий.

Школа XXI века, действительно, может и должна выйти за рамки школьного здания. Это доказал третий победитель конкурса в номинации «Модель организации (идея/проект)». Идея санкт-петербургской школы-парка, которую разработала АНО «Парк открытых студий» состоит в отказе от привычных классов, отметок и деления по возрастам, здесь не будет барьеров на вход и выход из уникальных междисциплинарных студий, которые и создадут совершенно уникальное образовательное пространство. И пусть, по словам авторов идеи, такая свобода для российской школы сегодня нечто новое и трудное, но трудностей и даже ошибок бояться не стоит – они лишь часть большого пути.

Открытое образовательное пространство, не привязанное к конкретной локации – без изобретения новых инфраструктурных форм эта идея может быть реализована и уже реализуется, в том числе, благодаря новым технологиям. И этот поворот темы жюри конкурса «Школа навыков XXI века» не могло не отметить. В итоге четвертым победителем в номинации «Модель организации (реализованный проект)» стала «Комплексная система управления качеством образования «Мобильная Электронная Школа» из Москвы. Причем, МЭШ уже не просто реализованный проект, но проект с хорошими показателями эффективности. Совсем недавно в школе состоялся первый выпуск. Как и их сверстники из обычных школ, выпускники МЭШ сдавали ОГЭ и ЕГЭ и их результаты оказались на 20% выше, чем в среднем по стране...


Цифра

Индивидуализация образования до сих пор рассматривается в нашей стране как нечто особое, как изыск. Благодаря этой установке, по оценкам экспертов НИУ ВШЭ, мы теряем 20% по-настоящему креативных детей, не имея возможности дать им полноценное развитие.


Как отметила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева, в целом среди проектов, представленных на конкурс, было много идей в области сетевого образования, и это очень хорошо. Сетевые технологии не позволяют замыкаться в себе школам даже из самых отдаленных регионов и тем детям, которые в силу особенностей своего здоровья вынуждены осваивать учебную программу в больничной палате – такие проекты позволяют всем, независимо от обстоятельств и расстояний быть частью единого образовательного сообщества и получать лучшее, что могут дать региональные и даже федеральные образовательные площадки. И это значительный шаг на пути к школе XXI века, в которой при всё усиливающейся индивидуализации траекторий будет делаться акцент на коллективное творчество и решение задач.

Изменятся в будущем, как отмечает Ярослав Кузьминов, и другие аспекты образования: мы неминуемо идем к тому, что искусственный интеллект будет всё активнее вовлекаться в принятие рутинных решений, и учитель в скором времени не сможет, если будет пользоваться прежними педагогическим подходами, определить, решил ли ребенок задачу сам или привлек к этому компьютер. Всё быстрее будет уходить в прошлое и практика банального зазубривания – школа будет требовать от ребенка решения неординарных задач, для которых будет мало простого накопления знаний...

К 2025 году, по прогнозам Ярослава Кузьминова, российская школа уже не сможет работать так, как работает сегодня. И в последнее время мы уже видим отчетливые сигналы о потребностях в ее активном реформировании. Например, международные исследования: там, где требуется продемонстрировать хороший академический базис (допустим, в рамках TIMSS) мы изначально на первых ролях, но лишь только речь заходит о том, чтобы показать, как мы применяем эти знания на практике (этого, к примеру, требует исследование PISA), мы оказываемся на вторых... Конечно, последнее исследование 2015 года показало ощутимый рост, но в то же время этому предшествовала огромная работа со стандартами, по вопросу подготовки учителей и т.д. Большую роль в этих реформах играет, по словам Ярослава Кузьминова, государство. Оно вообще оказывает на школу самое мощное воздействие, и поэтому нужно использовать это как преимущество и драйвер, а не как нечто тормозящее развитие школы и усиливающее ее и без того исключительный консерватизм...

P.S. Пожалуй, одни из ключевых умений XXI века – умение отделить сущностное от сиюминутного и договариваться о смыслах, и конкурс НИУ ВШЭ – хорошая иллюстрация этой идеи, поскольку эти две задачи, по большому счету, и лежат в его основе – здесь отделяют, действительно, присущее новому веку от надуманно продвинутого и пытаются договориться о том, что такое навыки и умения завтрашнего дня. По словам организаторов конкурса, было бы достаточно трудно гарантировать, что все проекты-победители вскоре получат широкое распространение – особенно на том этапе развития отечественного образования, на котором оно находится сейчас. Тем не менее, очень важно другое – состоялся большой межрегиональный диалог о том, что такое навыки XXI века и какое отношение к ним имеет рядовая школа. Быть может не рядовая, но та, в которое «результат проектируется, обеспечивается, а не случается…» - это, кстати, одно из требований, которое предъявлялось к конкурсным проектам. Действительно, если мы говорим о XXI веке, то для того чтобы ориентироваться в современной среде, насыщенной и перенасыщенной технологиями и информацией, и тем более двигаться к успеху, нужно, чтобы было как можно меньше случайного. Тем более в школе. Для этого и нужны подобные конкурсы.

Фото Вадима Мелешко