​Ключевой вопрос: пути повышения качества географического образования

Сегодня в числе актуальных решений – увеличить количество часов по предмету с целью повысить эффективность подачи материала. Виктор Павлович ДРОНОВ, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник»*, отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно – выход в так называемую «зеленую школу». 

«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», – рассказывает Виктор Дронов. 

Возможность участвовать в экологических проектах, знакомиться с природными особенностями родного края, познавать науку через хобби учащегося – все это позволит понять ученику, насколько предмет важен.

Ключевой вопрос: создание нового системно-деятельностного подхода

Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Ключевыми инструментами для данного подхода принято считать учебник в печатной и электронной форме, атласы и контурные карты. Средства обучения сейчас приобрели достаточно большое значение. Новый подход предполагает и систему практических работ в регионе учащегося, которые нацелены на повышение интереса ученика к предмету. Кроме того, в современной географии необходимо развивать потенциал геоинформационной системы. Педагоги отмечают: умение пользоваться геоинформационными и метеоисточниками позволило бы избежать и недавних ураганов. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии – применять полученные навыки в жизни.

Ключевой вопрос: роль электронных форм учебников в географическом образовании

Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у электронных форм учебников достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. В то же время эксперты отмечают, что современные источники информации некоторые педагоги могут не в силах освоить, и обучение полезным технологиям может стать для них дополнительной задачей.

Ключевой вопрос: экология как самостоятельных предмет

По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии и географии, которые пронизаны экологическими аспектами. Основное назначение географии – учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Поэтому сегодня экология возможна как составная часть общей географической культуры – ученики узнают на уроках и о типах загрязнения окружающей среды, основных видах ресурсов, изменении почвы.

Ключевой вопрос: суть Концепции географического образования

Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, разрабатывается концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию были 17-18 лет назад, когда была разработана концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет, в то же время были реализованы основные положения. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала, ученики и учителя – все требует переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться школа и предмет географии в новых условиях.

Ключевой вопрос: ВПР и ЕГЭ по географии в 2017 году

Согласно утверждениям научного сотрудника Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима БАРАБАНОВА и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» Московского педагогического государственного университета Александра ЛОБЖАНИДЗЕ, география занимает 1-е место как предмет по выбору для сдачи ВПР: географию сдавали 363 тысячи учащихся по России. При этом в качестве ЕГЭ по выбору ее сдают около 3% выпускников. Количество сдающих ЕГЭ по данному предмету в этом году увеличилось примерно на 3 тысячи человек, что по-прежнему не так много по сравнению с обществознанием. Проверка образовательных достижений должна быть формирующей, утверждают педагоги, и задания должны быть направлены на то, чтобы ученик в любой жизненной ситуации мог найти у себя в памяти нужную информацию.

* С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень — 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии — областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Текст подготовлен на основе интервью с В. Дроновым, В. Барабановым и А. Лобжанидзе - участниками вебинара «Географические компетенции – ключевое звено социальной адаптации».