Принципиальная разница

Обсуждаемый стандарт касается средней общеобразовательной программы с первого по девятый класс. Внутри этого периода в финской школе выделяются три подраздела, или «грейда» (1-2 класс, 3-6 и 7-9). Лишь в конце каждого из них дети пишут итоговые работы – никаких привычных для нас ежегодных «переводных» контрольных! Разумеется, в остальное время знания учеников тоже не пущены на самотек. Финский стандарт подразумевает проведение регулярных самостоятельных работ, оценки за которые показывают прогресс школьников и помогают подтянуть запущенные предметы, но без лишнего эмоционального давления.

Еще одно важное отличие финского образования – в способе оценки результатов: вместо общепринятой time-based системы, то есть, когда результат измеряется в часах, потраченных на изучение того или иного предмета, используется система outcome-based, в рамках которой результатом считается достижение поставленных целей. Эти цели (или «компетенции») на каждой ступени изучения предмета разные. Всего их выделяется семь: мышление и умение учиться; культурные компетенции, взаимодействие и самовыражение; навыки самообслуживания и организации распорядка дня; мультиграмотность; ИКТ-компетенции; бизнес-компетенции и предприимчивость; содействие, сотрудничество и построение стабильного будущего.

Стоит отметить, что в финской образовательной программе нет строго сформулированных обязательных задач: например, пройти такой-то раздел учебника или выучить такую-то информацию, скажем, «рассказы Джека Лондона» или «уравнения с двумя переменными». Задача ставится совершенно по-иному: научиться применять полученные знания в реальной жизни. Например, по итогам третьего грейда, то есть, к 9 классу, по предмету «Финский язык и литература» ученик должен уметь «использовать и интерпретировать тексты различных функциональных стилей, в том числе, незнакомые ему». Ключевые слова – «использовать» и «интерпретировать». Конкретная же образовательная программа, то есть, тот самый список изучаемых текстов, вариативна. И школа имеет право самостоятельно разработать ее вместе с учителями, учениками и родителями.

 

Как это «закроют»?

Отстающих школ в Финляндии почти нет – большая часть стабильно показывает средние результаты в ходе образовательных исследований. Для сравнения, в России результаты либо очень высокие, либо крайне низкие. В этой связи заместитель директора Института системных проектов МГПУ Кирилл Баранников рассказал интересный факт: если в Финляндии появляется такая неуспевающая школа, в нее отправляют консультантов, там они обсуждают с коллективом, что происходит, и… увеличивают финансирование. Проходит год – школа всё еще в ряду неуспевающих. Снова консультируют и финансируют. И так может продолжаться до бесконечности. Вопрос «Когда же эту школу наконец закроют?» у финнов вызывает огромное удивление – что значит «закроют»? Нужно не избавляться от проблемы, а решать ее!

Такое понятие, как «частная школа» в Финляндии тоже есть, но, что может показаться удивительным, такие школы тоже финансируются государством. Отличие частных школ только в индивидуальности программ обучения, в некотором отходе от общего стандарта. В такие школы отдают своих детей те родители, кого не устраивает стабильный средний уровень образования, для кого важны абсолютные знания и исключительная грамотность.

  

Финский образовательный стандарт

опирается на одну из наиболее популярных моделей компетенций.

Она включает в себя три компонента: понимание, умения и отношения.

«Понимание» подразумевает не разовое воспроизведение полученных навыков,

а умение использовать отработанные способности в различных ситуациях.



Каждый – индивидуальность

«В финских стандартах очень подробно прописано, как должна действовать школа в отношении учеников, которым нужна особая помощь» - подчеркнул ректор МГПУ Игорь Реморенко. И имеются в виду не только дети с ограниченными способностями, но также ребята с академической неуспеваемостью, те, для кого финский язык не родной, те, кто по той или иной причине долго не изучал какой-либо предмет. Одна из основополагающих ценностей финских средних школ – уникальность каждого учащегося и право на хорошее образование.

Андрей Мельников, главный эксперт Департамента образовательных программ ФИОП РОСНАНО, хорошо знакомый с культурой и образованием Финляндии, рассказал о том, как однажды беседовал с педагогом одной из финских школ, и учитель тогда сказала ему: «Я даю домашнее задание с расчетом, что ребенок потратит на него дома не больше двадцати минут». Андрей Евгеньевич подчеркнул важность и правильность такого подхода: «Самое главное, что нужно делать с образованием – учиться думать о других. Учитель, когда дает задания на дом, должен задуматься: когда ребенок, приходит после школы, он должен проводить вечер с семьей, общаясь и отдыхая, а не за бесконечной домашней работой. А у нас это почему-то не учитывается».

Большое внимание в финских школах уделяется культурному разнообразию, гуманности и толерантности. Детей учат осознавать себя как представителей нации, любить свой язык и свои традиции, но в то же время с уважением относиться к представителям других народов, не принижать иные культурные ценности. Кстати, в финских школах активно используется билингвальное обучение, причем, дети не просто изучают язык, но и практикуют погружение в языковую среду – некоторые предметы преподаются им на изучаемом иностранном языке.

 

Значит, хорошо учат

На масштабный перевод финских образовательных стандартов, который затеял МГПУ, было затрачено немало усилий. В итоге было найдено много отличий между отечественным и финским стандартом. Так как же мы можем использовать полученную информацию? Нужно ли заимствовать что-то у наших северных соседей, стоит ли перенимать их опыт?

«Мировой опыт, конечно, нужно рассматривать и учитывать – но вовсе не обязательно его перенимать. У каждой страны свой путь развития», - заметил Кирилл Баранников.

Хотя бы потому, что несмотря на все очевидные преимущества финского образования, у него, как и у любого другого, есть свои недостатки. Например, русские дети, проучившиеся 8-9 лет в финских школах, говорят, что всё обучение проходит «в расслабленном состоянии». Родители же тех детей, которым удалось сначала поучиться в российской школе, отмечают, что в 12-13 лет их детям в финской школе практически нечего делать – всё, что им там предлагают, они уже знают и умеют. Так что, оказывается, не все отзывы о финском образовании восторженные.

Но иметь в виду финскую систему образования все-таки стоит. Ведь не зря финские школьники показывают высочайший уровень в рамках международного исследования качества образования PISA – значит, здесь хорошо учат.



Фото автора


Читайте на нашем сайте:


Это не чудо, это реальность

Виктор Болотов: «Радуемся и пашем»

О реформах - из книг

Стандарт как открытие