После посещения десятков садов и просмотра десятков роликов, которые присылали нам педагоги на разного рода курсах повышения квалификации про предметно-пространственную среду, появилось вполне отчетливое представление о современной «эстетической традиции» наших садиков:

«Красиво» - это когда:

- на стенах аккуратная печатная продукция ярких анилиновых цветов (календари, плакаты и пр.), а в целом – стены сияют чистотой и пустотой;

- детские работы с последнего рисования – поверх шкафчиков в раздевалке – (иногда похожие как близнецы и отличающиеся только степенью аккуратности);

- лестницы и холлы (а в новых садиках – это огромные пространства) увешаны или призывами «Дети имеют право на достойную жизнь!», или фотографиями, которые может разглядеть разве что взрослый».

Да, конечно, ситуация начинает меняться, появились уже выставки, на натянутых лесках, рисунков становится больше, но хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее… Поэтому формулирую несколько соображений для обсуждения.


Аргумент №1 «Не про эстетику, а про образ «я»

Поскольку мы работаем в детском саду, а не в картинной галерее, эстетический критерий не может быть основным. Основной критерий – важно ли это для развития детей? А дошкольнику, у которого только-только формируется образ своего «я», самооценка, принципиально ценно быть окруженным своими произведениями. Причем важно, чтобы педагог не отбирал «несколько наиболее удачных работ для выставки», как написано в одном методическом пособии, имеющем миллионные тиражи, а вывешивал все работы, чтобы маленький человек понимал, что он – автор.

В этом смысле печатная продукция – все эти календари и плакаты – это прекрасный бизнес, но в них не звучит «голос ребенка». То, что дети делают сами (пусть не так аккуратно и безупречно) несет след их личности и их труда. И сообщает ребенку: «То, что ты делаешь – ценно, важно, интересно нам!» Тем более что, создавая календарь, ребенок осмысливает этот сложный культурный объект!

Пространство группы, насыщенное детскими работами – это и есть то самое уважение к ребенку, о котором мы так много говорим. И обратное: группа, где нет следов детских произведений – это неуважение, которое дети прекрасно считывают.

 

Аргумент №2 «Не про эстетику, а про самостоятельность»

То, что в группах так редко можно увидеть постройки из коробок, сделанные самими детьми, отчасти тоже объясняется нашими странными представлениями об эстетике…

Да, детям очень трудно «красиво» заправить кроватки – покрывало может свешиваться, пододеяльник вылезать из-под покрывала и т.п. И я знаю массу случаев, когда педагоги тратят свое драгоценное время, перестилая детские кроватки, вместо того, чтобы разговаривать с детьми. Уже слышу вопросы: «А почему бы им не научить детей самих красиво заправлять кроватки? А почему бы не делать и то, и другое, разве кроватки требуют много времени?». Потому что всегда приходится выбирать, и пока для нас приоритетом будет не детская самостоятельность, а внешняя «приглядность», педагог будет перестилать кроватки вместо того, чтобы делать то, что детям нужнее всего – разговаривать с детьми.

Исследования ECERS показали, что на это попросту часто не хватает времени, это объективный факт.

 

Аргумент №3 «Не про эстетику, а про письмо»

Детский рисунок – не столько изображение с натуры, сколько знак, близкий к символическим визуальным текстам. Детские рисунки – это рассказы: фантазирование, планирование будущего, реконструкция прошлого или фиксация правил, например. В них – зачаток будущего письма – еще Лев Семенович Выготский писал об этом.

Детские рисунки на стенах группы – это способ обратиться к миру через знак, то есть путь к умению писать тексты.

 

Аргумент №4 «Про эстетику».

Когда мы говорим «это не эстетично», давайте задумаемся – не эстетично для кого?

Детский взгляд на мир вовсе не так примитивен, как может показаться! Художественные искания ХХ века это вполне проявили. Оказалось, что «детский» способ изображения объекта сразу в нескольких проекциях имеет аналоги в мировом искусстве. Более того, художники-примитивисты прямо копировали детский способ изображения, обнаружив его свежесть и способность ухватить важное.

Изобразительное искусство всегда требует владения техникой. А для дошкольника выполнение действия по образцу – большая трудная задача (да и для взрослого, например, который решил научиться слепить горшок или, например, свалять муми-тролля). Однако если мы поставим технику во главу угла, то получатся одинаковые одуванчики, веточки и т.п. Они не так безобидны, как кажется воспитателям и умиленным родителям, сравнивающим «свою веточку» с соседской на полочке «выставки» (и часто под названием «Наше творчество»). Это мощное послание ребенку: «Твой замысел не интересен, важно, чтобы было похоже на образец». Вовсе не обязательно говорить такие слова, достаточно регулярно предлагать детям копировать образец и хвалить за похожесть.

И тут перед педагогом встает огромная проблема: как в одно и то же время научить держать карандаш и кисточку, но при этом помочь реализовать свой замысел? Светлана Викторовна Погодина, например, говорит, что у ребенка должно быть несколько образцов, из которых он может выбирать, как воплотить задуманное.

 

Аргумент №5 «Еще раз про эстетику».

У древних греков был такой термин «калокагатия», означающий одновременно доброе и красивое. Мышление детей – комплексное, они воспринимают мир также целостно. Для них «хорошо» означает «красиво», а «злое» равно «уродливому». Конечно, потом включится формально-логическое мышление и разложит все по своим основаниям, но нечто важное в таком целостном видении мира есть, и оно позволяет видеть красоту в неожиданном. Вот, например, вещи на стульчиках перед сном можно развешивать «красиво». И это означает, что дети способны увидеть красоту в бытовых вещах, а отсюда – один шаг до дизайна, если взрослый этот шаг поможет сделать!

Впервые я увидела такую красоту в детском саду школы Тубельского, а все эти фотографии сделаны в инновационной группе детского сада школы №2070 г. Москвы. Детский взгляд на мир заразителен!

И если бы так были устроены детские сады в нашем детстве, возможно, большинство взрослых на вопрос «Чего вы не умеете делать?», не отвечали бы «Рисовать».

 

P.S.

Ода рамке

И все же, как сделать так, чтобы детские поиски выглядели как произведения? Эпоха постмодерна – это «эпоха рамки». Даже совсем еще неловкий рисунок, заключенный в рамку, становится произведением. А его создатель – автором.

 

Об авторе

Ольга Александровна Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ

 

Фото автора