Детям в России разрешено то, чего нельзя взрослым. Взрослый, покупающий или продающий через интернет миниатюрную шпионскую камеру, встроенную в ручку или в пуговицу, рискует получить срок по статье 138 ч.1 УК РФ.  Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»).

Взрослый, который покупает в детском интернет-магазине следящее устройство или миниатюрный диктофон, находящийся внутри забавной игрушки, считается любящим родителем.

Ровно шесть лет назад, в марте 2011 года, Конституционный суд подтвердил запрет на свободную продажу в России ручек и брелков с подслушивающими устройствами. Они приравнивались к шпионской технике, а их применение нарушало ст. 24 Конституции: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Но перекрыть производство, сборку и доставку из Китая в Россию шпионских мини-диктофонов и мини-камер оказалось не так-то легко! Производство и доставка уже были налажены. И тогда профиль производителей поменялся: в Россию хлынул поток дешевых диктофонов и следящих устройств, вмонтированных в детские игрушки.

Например: «Шпионская ручка – для мальчиков и девочек от 3 лет. В комплекте: ручка, наушники. Максимальная длительность записи диктофона: 8 часов. Инфракрасный фонарик, USB порт».

Почему я вспоминаю эту хронологию?

Потому что именно в 2016-2017 году в школу пошли особые дети: первые годы их жизни пришлись на десятилетие, когда поставленная в России вне закона шпионская техника «переквалифицировалась» в детские игрушки…

Об этом говорит Виктория Витальевна Кожевникова, педагог-психолог, мама, президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, один из соавторов программы развивающего дошкольного образования «Тропинки» и эксперт по рынку «умных игрушек».

- Для современного дошкольника это привычно: нажать кнопку и тайком записать речь другого человека?

- Сегодня детям с раннего возраста предлагают игрушки, которые умеют записывать человеческую речь. Два года назад пользовались большим успехом хомячки-повторюшки: ребенок говорил фразу, а хомячок повторял за ним. Дети очень смеялись! На рынке «умных игрушек» для мальчиков 5-6 лет родителям предлагается так называемый «набор шпиона»: специальные очки ночного видения, набор для снятия отпечатков пальцев, подслушивающее устройство и ручка шпиона, с помощью которой можно записывать речь и прослушивать ее. Это очень популярный подарок для мальчишек от 5 до 7 лет, особенно когда родители не знают, что подарить.

- Детей приучают, что шпионить - это естественно?

- Для них это, конечно же, игра! Раньше они тоже стремились подслушивать и подсматривать за взрослыми, но теперь это можно делать с помощью относительно недорогих игрушек. Некоторые предлагаются детям с 3-х лет.

…Наберите в поисковике «шпионские штучки для детей» и получите море законных предложений. Из рекламы: «Игровой набор «Супершпион», (производитель интерактивных игрушек Eastcolight), не даст скучать ребенку. Устройство оснащено микрофоном, диктофоном и датчиком движения. Воспроизведение срабатывает, когда датчики движения улавливают перемещение ребенка или взрослого по комнате в радиусе до 2 метров».

А еще, по мелочам: детские шпионские очки 3D с диктофоном и камерой, наручные детские часы с камерой, «компактное подслушивающее устройство «Черепашки-ниндзя», замаскированная под игрушку (маскировка любого шпионского устройства абcолютно запрещена для взрослых). А «Многофункциональная ручка Spy Recording Pen от Eastcolight, - сообщают производители, - идеально подойдет для игр в шпионов. Она может записать диалог или речь, которые можно прослушать при помощи специальных наушников, входящих в комплект».

(За куплю-продажу такой ручки для взрослого – срок! И не малый: до четырех лет).

Подслушивать в собственном доме - разрешено законом. Но кто уверен, что ребенку 6-7 лет не захочется использовать эту ручку в школе?

 

Только трое родителей согласились на то, чтобы за их детьми следили камеры

- Как относятся современные дошкольники к тому, что кто-то шпионит за ними? – спрашиваю я у Виктории Кожевниковой.

- Дети привыкли, что информация о них занесена в компьютер, что за ними постоянно следят камеры. При входе в детские сады Москвы родители пользуются электронными карточками. У малышей загораются глаза, когда они видят, как высвечивается на экране компьютера их фотография! Им это интересно, весело. В некоторых детских садах воспитатели пугают детей: «Вон в углу включенная камера: родители сейчас видят, как вы себя ведете». Делают это даже в тех садиках, где никогда никаких камер и не было! Конечно, это непедагогический прием. Наше поколение это остановило бы, а детям это кажется вполне естественным.

Они не боятся камер слежения, потому что родители постоянно фотографируют себя и их. Все это в сознании ребенка разрушает личные границы. Поэтому с раннего возраста ребенок перестает понимать, где его собственная, а где чужая свобода.

- Первоклассник из школы № 1572 на уроке не «играл в шпиона»: он тайком включил диктофон и стал записывать учительницу, потому что так велели поступить его родители…

- Я вижу здесь две проблемы. Первая – психологическая: это базовое доверие или недоверие миру, как писал Эрик Эриксон. И вторая – юридическая. Незнание родителями закона не освобождает их от ответственности. Следить тайно за другим человеком - это не моральная категория, а правовая. 

Я считаю, что здесь мы имеем дело с кризисом доверия.

Современные родители очень хотят полностью контролировать своих детей и их окружение. Они желают проверять каждый шаг своего ребенка. Поэтому они заставляют его включать диктофон: им надо знать, о чем говорит с ним учительница на уроках или его друзья на переменах. Но такой внешний контроль никогда не заменит доверия между родителями и детьми. Некоторые родители думают: если ограничить пребывание ребенка в интернете или вообще отключить его от Сети, это поможет лучше контролировать его поступки.  Нет! Если ребенок вовлечен в сетевую игру, недостаточно просто отключить его от сети «В контакте». Он будет получать на свой телефон SMS без всякого подключения к интернету.          

- Но родители жалуются на то, что это школа желает тотально контролировать их детей…

- Да, и в этом парадокс. Сами они желают контролировать каждый шаг своих детей, но категорически против того, чтобы школа поступала аналогичным образом по отношению к их ребенку. У нас в классе был трудный мальчик, который постоянно угрожал другим детям. Его родители отказывались в это поверить. Родительский комитет выдвинул предложение: поставить в класс камеры, чтобы они фиксировали шаг за шагом, что происходит на уроках. Знаете, сколько родителей согласились? Трое! Остальные не хотели, чтобы за их детьми во время урока следили камеры. Возможно, некоторые из них предпочли бы тайком, через включенный диктофон, получать информацию о том, что происходит на уроке… Это кажется им более надежным каналом!

…Школа оказалась перед новым вызовом. В первый класс приходят дети, которые не понимают разницы между своим и чужим личным пространством. Для таких первоклашек подсматривать и подслушивать за учителями и одноклассниками – самое обычное дело. Они играли в это с трех лет!


Фото Ольги Максимович