В связи с публикацией разъяснений по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей и первыми внешними признаками работы над новыми рекомендациями к электронным журналам и дневникам (далее ЭЖ) считаю важным обозначить те нормативные аспекты в организации региональных информационных систем, которые, к сожалению, упускают из внимания.

Даже в относительно свежем документе Минобрнауки и профильного профсоюза России (7.7.2016) есть отсыл к государственной услуге информирования об успеваемости, которая действительно фигурировала как обязательная к реализации с 1.1.2014 в старых постановлениях периода «первой пятилетки» госуслуг. Но с 1.7.2014 постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 N151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ...» отраслевые госуслуги должны регулироваться соответствующими ведомствами. Минобрнауки России в опубликованном на сайте перечне госуслуг данную услугу не упоминает. Ни в каких других федеральных перечнях этой услуги тоже нет.

Один из популярных ответов на данную ситуацию, что услуга информирования муниципальная и ее сами регионы вводят. Открываем федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в части 3 статьи 1 выясняем, что «услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями... подлежат включению в реестр... в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации». Нет в перечне – нет услуги.

Смотрим дальше на статью 2 про основные понятия закона:

«2) муниципальная услуга... - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления... в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги».

Значит, это может быть задачей органа местного самоуправления в рамках его компетенций. Однако информирование родителей об успеваемости детей не входит в полномочия этих органов – это компетенция исключительно самой школы, согласно статье 28 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Школа никак не может быть принуждена к оказанию государственной услуги, поскольку она не является ни органом местного управления, ни органом власти. Она, независимо от госуслуг, обязана информировать родителей в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 44 закона № 273-ФЗ. Орган местного самоуправления может создать инструмент, облегчающий родителям заказывать информирование об успеваемости в электронном виде: на запрос в личном кабинете на портале госуслуг прислать данные о способе доступа к школьному электронному журналу и/или дневнику.

Однако во многих регионах школы вынуждают вести централизованные региональные ЭЖ. Насколько это обосновано? Что типовое требование «госуслуги» с июля 2014 устарело и что даже до этого момента административный регламент госуслуги с такой интерпретацией не отвечает закону 210-ФЗ, мы уже разобрали. Но это не все нестыковки практики ЭЖ с законом!

Взглянем на статью 98 закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Там перечислены государственные системы в сфере образования. В настоящее время в Думе рассматриваются поправки в нее в связи с введением новой системы Контингент. Ничего похожего на федеральные/региональные системы ЭЖ там нет.

Все государственные информационные системы регулируются статьей 14 закона 149-ФЗ «Об информации...». Часть 1 этой статьи гласит: «Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях».

Обращаю внимание – «в целях реализации полномочий»: ожидаемая согласуемость с 210-ФЗ.

Часть 6 декларирует правила регламентации государственных систем Правительством Российской Федерации. Требования утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676:

«2. Установить, что мероприятия, предусмотренные требованиями, утвержденными настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти... на руководство и управление в сфере установленных функций.»

Опять указание на федеральные органы и «в сфере установленных функций». Далее в разделе II. Требования к порядку создания системы:

«2. Основанием для создания системы является:

а) обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;

б) решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий.»

И снова ссылка на действующие нормативные акты и возложенные полномочия.

Таким образом, госуслуги активизировали деятельность по освоению школами технологии ЭЖ, но породили порочные практики сомнительной реализации. Поскольку в Минобрнауки России начали предпринимать усилия по борьбе с неоправданной бюрократизацией школы и осознали отсутствие необходимости в насильственной автоматизации задач учета текущей успеваемости и промежуточной аттестации, стоит в разрабатываемых новых требованиях/рекомендациях к электронным журналам и дневникам учесть накопившиеся ошибки, чтобы помочь школам и органам власти исправить их, обеспечить полезность новых технологий участникам практической деятельности.

Так почему же молчит педагогическое сообщество? Ведь сложившуюся негативную практику централизованного навязывания региональных и муниципальных информационных систем вполне возможно изменить. Оснований тому достаточно. Утвержденного федеральными органами регулирования региональных электронных журналов не существует. И не понятно, на каком основании многие школы вынуждают вести учет текущей успеваемости и промежуточной аттестации именно там, хотя статья 28 закона «Об образовании в РФ» недвусмысленно относит эту задачу к компетенции школы.

Кого убеждают только официальные мнения, предлагаю прочитать ответ Минобрнауки России на прямые вопросы и фрагмент свежего письма именно про ЭЖ со ссылками и сносками.

Для информирования родителей в электронном виде, кто хочет реализовать это в своем муниципалитете, регионе, совсем не обязательно собирать в одном месте все отметки – это избыточно, неудобно и ненадежно. На портале госуслуг достаточно зарегистрировать запрос на такую услугу и получать в качестве ответа все данные для доступа к ЭЖ школы. Там же можно собирать жалобы и получать ответы на них. А само информирование проводить через школьные электронные журналы, они прекрасно позволяют все это делать. Для сбора статистической отчетности достаточно согласовать единый протокол обмена данными. Все разработчики ЭЖ его реализуют, чтобы удовлетворить своих заказчиков и не быть вытесненными с рынка электронных журналов.

Ну а для школ, которые не готовы самостоятельно подбирать себе вариант ЭЖ, вполне возможно использование типовых решений – действующих на региональном уровне электронных журналов.