В Москве идею сразу подхватили три десятка школ. В Омске – один человек: Анастасия Купсик, мама третьеклассника. Лицей № 64, где учится ее сын Матвей, считается в городе учреждением элитным во всех смыслах, там принято дарить солидные букеты. Анастасия с сыном сломали традицию – смастерили дачную икебану, вложив в нее открыточку с объяснением. Деньги отправили в фонд «Вера».

- Конечно, Матвей решился на это не просто так, мы много говорили о сострадании, доброте, - говорит Анастасия. – Для меня важно, чтобы этими качествами обладали не только мои дети, но и их окружение. Я хочу, чтобы они жили в обществе милосердия, значит, мы должны его создавать.

София Борисовна Бауман, учительница начальных классов, подарок оценила – рассказала всему классу о поступке Матвея, обратилась к педагогам школы. На следующий год желающих потратить деньги с умом и добром оказалось уже шестеро. Правда, родители внесли коррективы - позвонили в омский благотворительный центр помощи детям «Радуга», подопечным которого тоже нужна поддержка. Тем более, что он давно зарекомендовал себя, как организация надежная и нужная. 2500 рублей, собранные четвероклассниками, пошли на «Дом радужного детства» - хоспис, который создает в Омске «Радуга». Впрочем, собрали больше – идеи добра оказались заразительны, и гимназия № 19, где у родителей 64-го лицея немало друзей, тоже приняла участие в акции.

- Мне, например, жаль выбрасывать умершие цветы, - говорит София Борисовна. – А эта акция служит жизни.

1 сентября 2016 года уже 22 ученика 5 «Б» пойдут в школу с одним букетом на всех. Их родители – люди активные и неравнодушные. Списались-созвонились, создали группу класса в соцсетях, и решили, что сдают на общий букет по 100 рублей.

– А на благотворительность – каждый столько, сколько считает нужным, – объясняет Марина Шумайлова, мама будущей пятиклассницы Ирины. - У нас, например, обычно на цветы уходило 700 рублей, значит, отдадим 600. Чтобы ребенку не было неловко идти с пустыми руками, «Радуга» выдаст нам шарики со своей эмблемой. Волонтеры приедут в школу в День знаний со специальной коробкой для сбора средств, а, главное – проведут урок добра. Сколько ни соберем, а все не зря – дело богоугодное.

Средства нынче пойдут на новый протез для Маши Кистановой, ученицы школы № 133. Три года назад Маше, пережившей 12 курсов химиотерапии, удалось, наконец, поставить протез с помощью «Радуги», и она стала ходить. Но девочке приходилось выдерживать такие нагрузки, что железо сломалось… 17-летняя Маша надеется закончить школу и поступить в университет. Чтобы вновь сделать шаг, требуется собрать более 4 миллионов рублей…

Впрочем, не все взрослые одобрили затею. Кристина Фыцура, сотрудник благотворительного центра «Радуга», сообщила, что нынче они отправятся с шариками и коробками уже в пять школ. Но обзвонила с предложением принять участие в акции она раз в десять больше. По ее словам, многие просто не хотят «связываться с деньгами». Проблема даже в том, чтобы повесить в школе плакат с описанием акции – директора объясняют, что заняты, что им не до этого. На всякий случай, видимо, как бы чего не вышло. В акции участвуют пока не массово, школами, а персонально. Даже в «застрельщике» - 64-м лицее – пока это все тот же, один класс. Многие родители и педагоги считают, что у детей отбирают символ праздника…

Как объяснила Кристина, благотворительный центр выходил с предложением о проведении акции и на городской департамент, и на областное министерство образования. Чиновники позволили, но активной помощи не оказали. Что и понятно – акция не обязательная, хотят граждане – пожалуйста, отчетов по итогам никто ни с кого не спрашивает. Но вот что странно: казалось бы, благородная и нужная идея не находит отклика в первую очередь среди педагогов. В сети разгорелась целая битва по этому поводу. Мнения высказываются схожие: «учителя в наше время надо благодарить уже за то, что вышел на работу». Родители в преддверии праздника спорят, что подарить лучше: кофе, духи, купюры в конверте… Ведь цветы в карман не положишь.

Благодарность, конечно, дело хорошее. Но, на мой взгляд, исключительно личное. Подарок педагогу за то, что вышел на работу – это все равно, что подачка на бедность. Не эта ли массовая «благодарность» положила начало добровольно-принудительным взносам? Начинается с цветов в первом классе и продолжается тем, что родители несут и несут… Но стоит ли делать символами праздника узаконенные подношения? Не пора ли найти другие – милосердие и сострадание?

Кто как, конечно, но я считаю милостыню явлением постыдным – и сама не прошу, и другим не подаю. Гимназия, где учится мой ребенок, в акции не участвует. Но ведь все начинается с кого-то одного, как в 64-м лицее. Решили, что в этом году переведем деньги Маше на протез. Это, кстати, может сделать любой через сайт «Радуги» и без всякой акции. Расскажем одноклассникам, и, может быть, на будущий год нас станет больше. К слову, Анастасия и Марина «славу» своих детей принимают, скрепя сердце:

- Мы же не ради известности. Но, возможно, публичность разбудит у других желание помочь тем, кто в беде.