Если дети «приросли»…

О том, что на современном рынке труда диплом все чаще перестает быть мерилом всех вещей, в последнее время заговорили особенно громко, причем, даже в образовательной отрасли. Согласен с этим и первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, который в ходе вебинара отметил, что, исходя лишь из диплома выпускника педагогического вуза, работодателю чаще всего весьма сложно понять, что кандидат в учителя может на практике. Существующие методы итоговой аттестации не позволяют дифференцированно оценить, чему реально научился конкретный выпускник и насколько он может быть успешен.

Не менее трудно оценить и качество самих программ подготовки учителей, потому что существующее процедуры, в том числе, и ведомственные зачастую показывают лишь то, насколько хорошо вузы соответствуют рамке требований, устанавливаемой государством, нежели потенциальную практическую применимость полученных выпускником знаний. Однако, говорить о том, что это проблема исключительно российского масштаба едва ли стоит. По словам Аркадия Марголиса, опросы директоров школ по всему миру показывают, что руководители повсеместно недовольны своими новоявленными подчиненными как раз по причине невысокого уровня практической подготовки…

Наиболее известная на сегодняшний день методика, подходящая для исследований качества подготовки специалистов – это измерение «добавленной стоимости» (value added measurement). Как отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, здесь сразу все становится понятно: если дети «приросли» в своих знаниях и навыках после уроков конкретного учителя, значит, у него все получилось, значит, он умеет. А пытаться определить, соответствует ли какой-то учитель канонам, планкам, уровням… В советское время предпринимались попытки канонизации тех или иных методик и приемов, но учителя-новаторы впоследствии доказали, что нет ничего важнее живой деятельности, ориентированной на ребенка.

Если же взять сегодня в качестве такой конкретной планки профессиональный стандарт педагога, то вновь возникнут сложности. С одной стороны, в нем заложено много правильного, но в то же время, если мы захотим с привлечением профстандарта измерить уровень подготовленности к вхождению в профессию, то столкнемся с простым, но существенным недостатком этого документа: в нем, по словам Аркадия Марголиса, нет разницы между квалификациями вчерашнего выпускника и опытного эксперта. Впрочем, только пока: в ходе разработки пилотного инструментария для независимой оценки профессиональных компетенций будущих педагогов удалось заметить эту лакуну и продемонстрировать ее Минобрнауки России. Теперь у профстандарта есть шанс «исправиться» и получить уровневое деление.

 

Тест как шлагбаум

Извлеченные из профстандарта обязательные характеристики начинающего педагога легли в основу инструментария оценки профессиональных компетенций студентов и выпускников программ педагогического направления, которые разработали в МГППУ совместно с НИУ ВШЭ. Инструментарий был создан экспертами вузов-участников проекта модернизации педагогического образования и педагогами их сетевых партнеров. Всего в разработке и экспертной оценке КИМов приняли участие порядка 200 экспертов, а более 3,5 тысяч студентов из 38 вузов помогли разработчикам апробировать полученные измерители. Участников отбирали по трем направления подготовки: педагогическое, психолого-педагогическое и дефектологическое образование – и шести профилям: воспитатель, учитель начальных классов, педагог-психолог, учитель основного общего образования, учитель среднего общего образования, учитель-дефектолог.

Квалификационное испытание, длившееся для каждого участника порядка 2,5 часов, состояло из профессионального теста и кейсов. Такой набор измерительных инструментов в целом привычная практика для стран, где профессия педагога уже долгое время является лицензируемой, наряду с оценкой видеофрагментов уроков педагогов-практикантов, оценкой портфолио и даже попыткой создания первых компьютерных симуляторов педагогической деятельности.

Аркадий Марголис подчеркнул, что разработанные инструменты решают совершенно разные задачи. Тест как достаточно грубый инструмент обладает достаточно узким прогностическим потенциалом; тест – это фактически шлагбаум, он выявляет тех, кто вовсе не готов к профессиональной деятельности. В то же самое время кейс позволяет дифференцировать уровень подготовки выпускника. Да, он по большому счету проверяет не само потенциальное действие в сложной профессиональной ситуации, а мнение выпускника о том, как надо поступить. Но, по словам Аркадия Марголиса, в данном проекте речь как раз идет о проверке сформированности компетенции, а не о трудовом действии – под это нужны уже другие инструменты и другие подходы в оценке. К тому же важно помнить, что предложенный инструментарий предназначен для оценки профессиональных компетенций педагогов, которые учились уже по новым образовательным модулям и только входят в профессию, а никак не учителей, стаж которых исчисляется десятилетиями.

Всего после экспертной оценки в банк материалов было загружено 1000 тестовых заданий и 166 кейсов. В целом, как отметила заведующая лабораторией количественной психологии центра информационных технологий для психологических исследований факультета информационных технологий МГППУ Анастасия Панфилова, качество разработанного инструментария оказалось достаточно высоким. По оценкам экспертов, всего треть разработанных заданий потребовала дополнительных уточнений, и это очень хороший показатель.

 

Семь простых, семь сложных

В результате апробации разработанных измерительных материалов удалось проверить готовность выпускников бакалавриата и магистратуры к выполнению 57 трудовых действий профессионального стандарта педагога. В среднем по выборке объем освоенных действий составил 79%, причем, по понятным причинам для бакалавров потолком стали 69%, в то время как выпускники магистратуры показали внушительные 92%. Руководитель Центра развития приоритетных исследований МГППУ Мария Сафронова пояснила, что представленные проценты были получены в ходе расчетов в соответствии с моделью, где трудовое действие считалось освоенным, если половина заданий (тестов и кейсов, в том числе), направленных на проверку этого трудового действия, была выполнена правильно.

Если же рассмотреть результаты по профилям, то уровень владения трудовыми действиями в бакалавриате повышается от воспитателя к учителю начальных классов и учителю основного общего образования – с 62% до 76%. В магистратуре 100-процентное овладение всеми исследуемыми трудовыми действиями продемонстрировали будущие воспитатели и учителя среднего общего образования. Более умеренные результаты у будущих педагогов основного общего образования и учителей начальных классов (79% и 88%, соответственно). Кроме этих обобщенных профилей, необходимых для изучения специфики подготовки педагогических кадров в целом и интересных больше исследователям, нежели индивидуальным пользователям, для каждого из испытуемых была составлена индивидуальная карта достижений, которая позволит участникам пилотного исследования понять, где есть пробелы, и задуматься об их восполнении.

Впрочем, с такими трудовыми действиями, как проведение учебных занятий, проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, оказание адресной помощи обучающимся, разработка программ индивидуального развития ребенка, организация взаимодействия детей в различных видах деятельности, организация учебного процесса первоклассника, корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов, трудностей не возникло практически ни у кого, и эксперты исследования признали эти действия наиболее освоенными будущими учителями.

В то же время оказалось, что есть и семерка наиболее сложных трудовых действий, владение которыми продемонстрировали меньше всего испытуемых: разработка и реализация программ учебных дисциплин, формирование универсальных учебных действий, поддержание уклада образовательной организации, освоение и применение психолого-педагогических технологий, поддержка детской инициативы и самодеятельности в различных видах деятельности, участие в планировании и корректировке образовательных задач, формирование метапредметных компетенций. Выявление уже на пилотной стадии исследования группы трудовых действий, вызывающих наибольшие затруднения в реализации у начинающих педагогов – весомый результат. И если в процессе обучения именно этим вопросам будет уделено наиболее пристальное внимание, то те, кто сегодня еще продолжают учиться, смогут в дальнейшем избежать трудностей, с которыми, к сожалению, неизбежно столкнется в работе сегодняшнее поколение начинающих учителей.

 

Статистика

В вебинаре приняли участие 323 специалиста из 50 регионов РФ и 2 зарубежных стран. Интерес к теме независимой оценки профессиональных компетенций будущих педагогов проявили представители 109 различных организаций, в том числе, высших учебных заведений, а также институтов повышения квалификации и развития образования.