Приведенная выше зарисовка - обычная жизнь обычной московской школы. Московское образование вообще, вероятно, уникально: оно пытается быть "впереди планеты всей", но вместо реальной работы, просто пускает "пыль в глаза" и строит "потемкинские деревни".

Чтобы не быть голословным, рассмотрю несколько последних недель существования одной московской школы, где мне приходится работать в очень интересной должности учителя информатики. А интересной, потому, что обязанности учителя информатики удивительно широки и всеобъемлюще: они простираются от проведения уроков до настройки техники, от заполнения различных форм и баз до инвентаризации компьютеров. И это счастье, что нашу школу не коснулось ЕГЭ - обязанностей было бы в разы больше.

Так вот, буквально две недели назад в школу приходит очередное распоряжение от методистов методического центра: срочно провести инвентаризацию компьютерной техники и заполнить базы, согласно новым указаниям. Буквально полгода назад я уже выполнял эту работу, поэтому перепроверив, внес новые позиции и быстро отправил. А несколько дней спустя, дают срочное указание уже в другой системе другого интерфейса под другим логином и паролем внести дополнительную информацию, заполнив поля соответствующей анкеты. И опять срочно и нужно еще вчера.

Давайте посмотрим на эту ситуацию изнутри школьной жизни, в которой важное место должна занимать учеба школьников и учебно-воспитательный процесс. Но он сейчас никому не важен, пока не коснулся качества знаний. А сейчас важно собрать статистику. Понятно, что скорее всего это не работа учителя информатики, а работа завхоза или бухгалтера. Но представьте себе школьного завхоза, которая с трудом может отличить принтер от МФУ, а бухгалтеру надо срочно делать аванс и сдавать свои отчеты. Вот и валят все на учителя информатики.

А в этот раз был вообще казус: одновременно со сбором данных по инвентаризации компьютерных систем пришло еще одно указание - заполнение "Паспорта отрасли" - некий сетевой документ, в котором собирается статистика по расходу воды, электроэнергии, метражу здания и другим специфичным вопросам. Здесь, помимо собственно времени на ввод данных, требуется обойти зависимые службы школы и собрать статистику. Но тут же возникает вопрос: а что Департамент образования города Москвы не знает, какие школьные здания находятся в его ведомстве, если школа уже отметила свое 50-летие? Или по потраченным деньгам за воду и свет нельзя выяснить какие были затраты? Интересно еще и другое: по каждой службе школы также собирается соответствующая статистика. А нельзя ли все это сделать один раз в единой системе и больше не "терроризировать" школы сбором данных?

"Паспорт отрасли" также заполнили вовремя, но все благодаря наличию в школе нескольких учителей информатики, на которых можно все это было распределить.

Казалось бы, невинный повод - заполнение нескольких отчетов. Если бы нескольких - повода действительно не было бы. Но, как говорится - должность обязывает: как учитель, имеющей отношение к компьютерным технологиям, я вижу и знаю, как много отчетов приходится сдавать коллегам. Это всевозможные анализы контрольных работ, учебно-воспитательного процесса и экспериментальной деятельности. А подготовка программы развития и образовательной программы школы (каждый "документ" по 200 страниц!) - это, вероятно, потерянные уроки, потерянные дети и никому не нужный учебно-воспитательный процесс.

Стремление московского образования к открытости принимает удивительно уродливые формы: очень похоже не на открытость, а на "игру в открытость". Требование от директоров школ написания публичных докладов и размещения их на сайтах школ - как раз один домов стоящейся в московском образовании "потемкинской деревни". А другой дом - формальные типовые сайты, заполнения которых требуют от школ еженедельно, хотя эти сайты, кроме самого Департамента образования, никто не читает, и школам они не нужны - многие школы имеют свои посещаемые Интернет-представительства, включенные в их образовательную систему. Последнее требование просто рассмешило: срочно разместить бюджетную смету в рамках этого типового проекта. Мало того, что проект типовой и сайты школ как под копирку, так еще и одинаковые бюджетные сметы внесут "достойный" флёр однообразия.

Будучи учителем информатики, я, помимо своего основного функционала учить детей, имею множество "ответственных" должностей, неподкрепленных никаким материальным или иным стимулированием, т.е., по сути, выполняемых мной формально и безответственно. Нет, как раз я-то отношусь к этому предельно ответственно, стараясь не подставить директора школы, которую я уважаю. А формально и безответственно относиться именно к вышестоящему руководству, которое и наказать-то меня не сможет, так как в моем функционале учителя эти дополнительные ответственности просто не прописаны. А я являюсь ответственным за:
- школьный сайт
- пакет лицензионного программного обеспечения СБППО (теперь, в силу его кончины, просто за ПО, которое требуется инсталлировать или деинсталлировать)
- переход на СПО (свободное программное обеспечение, т.е. Линукс)
- компьютерную технику
- ответственный за контент-фильтр, установленный на каждом компьютере, имеющем выход в Интернет.

Хотели меня еще назначить ответственным за информационную безопасность, но, я все же не администратор, поэтому назначили заместителя по безопасности школы. Но в комиссию включили. Теперь еще школы должны анализировать систему информационной безопасности, а потом продумывать меры защиты навязанных им сверху баз данных учеников и учителей, множество которых несведущего человека повергнет в шок: "Школьный офис" с данными на учеников и учителей, "Паспорт здоровья" с данными по болезням на каждого ученика, "Карта учащегося" с информацией по платежам учеников. Столько личной и секретной информации приходится бедной школе собирать, систематизировать и вводить в эти некому не нужные базы данных. А теперь еще и защищать. А учить-то когда?

Буквально на днях опять спустили сверху еще одно "новшество", которое с 1 сентября затронет все школы Москвы: электронный дневник и электронный журнал. Не сомневаюсь, что контролироваться это будет жестко: как и в какие сроки размещается информация, как ведется работа с родителями через эту электронную систему. Бедному учителю теперь уж точно будет не до уроков и не до детей - все силы будут уходить сначала на привыкание и обучение, а потом на заполнение и корректировку.  А то, что многие школы не имеют единой локальной сети, компьютеров в каждом классе и качественного доступа в Интернет - это не существенно: сами придумают, как выкрутиться.

...Каждый день, приходя на работу, с опаской пробегаю мимо секретаря, надеясь, что какая-то новая разнарядка меня сегодня не коснется, и я смогу полноценно посвятить себя ученикам и учебному процессу. Много лет стажа, большой опыт работы - все это позволяет не снижать качество преподавания, но, чем больше валится на меня отчетов и анализов, тем четче я вижу, что работаю уже без эмоции и без души - я владею технологией преподавания и работаю просто очень технологично. А все силы и эмоции уже ушли в базы данных, инвентаризацию и обеспечение информационной безопасности. Осталось еще немножко - а это уже пойдет на "электронные журналы"...

... Статистика, анализ, электронный документооборот - все это рельсы инноваций, на которые вступила школа. Но эти "новшества" не должны становиться во главу угла, нельзя забывать о том, что первоначальное назначение школы - обучение детей, а потом уже разные инновации.  Надо помнить и о том, что в школе работают люди, а не роботы, собирающие статистику ради статистики, проводя анализ ради анализа, внедряя электронные журналы по чей-то прихоти. Электронный документооборот не должен быть ради электронного документооборота. Он должен облегчить труд учителя, способствовать освобождению времени для творчества и новых идей.

Артем Морозов, учитель информатики московской школы

Фото Ольги Максимович

Статья предоставлена независимым порталом "Социальная сеть учителей Москвы": http://www.mosschool.ru/