Если судить по выступлениям, педагоги стран Европы и Азии сталкиваются с одними и теми же трудностями при организации промежуточной и итоговой аттестации.

- Проводя в ходе наших исследований измерения в форме тестов, мы, как правило, получаем “сиюминутный” результат, по принципу “здесь и сейчас”, - отметил исполнительный директор международной ассоциации по оценке образовательных достижений Дирк Хастед. – То есть мы можем сделать вывод о состоянии дел на данный момент, но не можем сказать, в чём причина этого состояния, какие факторы влияют на качество образования, что нужно сделать для его повышения.

- Мы много говорим о повышении качества, между тем, главный вопрос до сих пор остаётся открытым – что же, на самом деле, следует понимать под качеством образования? – спросил присутствующих директор департамента ОЭСР, специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики Андреас Шляйхер. – Точно так же не понятно и многое другое. Например, довольно легко проверить с помощью теста, умеет ли школьник решать задачи, пользоваться формулами и т.п. Но мы ведь прекрасно знаем, что в школе нужно воспитывать и развивать, в том числе, другие умения – уважать других, выстраивать общение, дружить, помогать в беде, адаптироваться к новой обстановке, проявлять храбрость… Можно ли всё это выявить с помощью тестов?

Советник по образованию Национального института оценки и качества при Министерстве образования Испании Лиз Черкадило также высказала мнение, что тесты, при всей их распространённости, имеют ряд недостатков.

- С их помощью просто проверить грамотность и правильность написания, - сказала она. – Однако невозможно выяснить, раскрыл ли ученик ту или иную тему, насколько полно ответил на тот или иной вопрос. Конкретный вопрос предполагает конкретный ответ, но если в точных науках этот подход работает безотказно, то в гуманитарных он применим далеко не всегда. И потом, если мы постоянно говорим о развитии творческих способностей детей, не нужно забывать - творчество невозможно измерить никакими тестами.

Между тем, Азия ещё раз доказала, что населяющие её народы обладают особым, уникальным менталитетом и отношением к образованию. Так, вице-президент Китайского национального экзаменационного центра Ли Гуанмин сообщил о том, что в его стране единый экзамен, который носит название “гаокао” за полвека с момента введения долгие годы подвергался жестокой критике по причине чрезмерной сложности. Педагоги, политики и представители общественности много раз заявляли, будто это нарушает права большей части граждан на получение высшего образования, поскольку сдать его удаётся далеко не каждому. Тем не менее, благодаря такому подходу, гарантирующему очень высокую конкуренцию, в вузы поступают только самые умные и способные абитуриенты. А предельно жёсткие требования на экзаменах (пойманный на списывании, лишается права сдавать гаокао навсегда) заставляют учащихся более серьёзно относиться к учёбе. В результате, согласно социологическим опросам, сейчас 97% населения Китая поддерживают эту форму экзамена.

Ещё большей неожиданностью стало выступление научного сотрудника Департамента оценки и качества Корейского института учебных программ и оценки Мунбука Ли. По его словам, в Южной Корее люди не делают разницы между образованием и экзаменом, для них это одно и то же. Более того, образование вообще построено вокруг экзамена, и ученики постоянно совершенствуются именно в процессе сдачи экзаменов. Отсюда стремление абсолютно всё проверять именно с помощью тестов. При этом, как ни странно, более трети заданий – это вопросы с кратким ответом.

Учитывая то, что корейские школьники на самых разнообразных международных исследованиях качества образования традиционно показывают очень высокие результаты, остаётся гадать, почему им это удаётся, в то время как нашим учителям и детям постоянно пытаются внушить другое: мол, экзамен не самоцель, а всего лишь инструмент; тесты – зло, особенно те, которые предполагают односложные ответы. Оказывается, дело совсем даже не в этом, а в чём-то другом. Наверное, в желании получить качественное образование, прочные знания, полезные компетенции, которые могут пригодится в жизни. И готовности применить усилия для достижения этой цели. А с помощью чего её можно добиться – посредством сдачи тестов или в классическом экзаменационном диалоге – не суть важно.

Всё это говорит о том, что если мы хотим создать действительно конкурентоспособную систему образования, нужно учитывать опыт других стран. При этом не копировать слепо чужой опыт, а создавать свой собственный. Именно поэтому глава Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил создать международный совет по использованию результатов национальных оценок. Чтобы мы делились собственными достижениями и учились не только на своих ошибках.


Фото автора