Было немножко обидно, что ни с утра, ни позже не довелось услышать в этот день ни одной традиционной школьной мелодии. Вспоминались первосентябрьские линейки 20-ти и 10-тилетней давности, когда под «наши учителя, огромное вам спасибо, вечно будет земля вашим трудом красива…» дарили цветы и кружились в вальсе пары старшеклассников. Даже если ты не приходил в это утро в школу, ты из дома или офиса обязательно слышал и эту музыку, и поздравления в микрофон, и гудение того самого микрофона – как всегда громкое и ненужное, но без него ни одна линейка почему-то не обходилась… В этом году все было по-другому. Ближайшие к дому школы микрорайона отмолчались – то ли в спортзале линейку проводили, назло яркому солнышку, голубому небу и 25-градусной жаре, то ли так всё по-тихому сделали, что никто ничего не услышал?.. К сожалению, и потом, в городе ни из репродукторов, ни с плазменных рекламных экранов – ни слова, ни песенки о школе, об учителях, о 1 сентября! «Золотая» молодежь, торчащая из крыши лимузина – вот таким запомнится нынешнее первое сентября многим горожанам, не посещавшим в это утро школьных линеек. Кстати, насчет «золотой» тоже не уверена, может, это всего лишь на всего дешевый кураж, оплаченный из тощего кошелька, зато такой желанный! Чтобы все вокруг видели, что ты можешь себе позволить ЭТО, а значит, ты крутой, модный и успешный! Нет, не так, точнее будет: ты в тренде, и у тебя всё «лакшери»!

К чему все эти «весёлые картинки» с главных улиц ближайшего к Москве города-миллионника? К главной теме августовских педагогических совещаний, которая в этом году звучала в разных регионах примерно одинаково: «Качество образования: проблемы, возможности, результаты», или «Повышение качества реализации образовательных программ в условиях модернизации образования», или «Приоритетные задачи развития системы образования в 2015-2016 учебном году в контексте подготовки к введению профессионального стандарта педагога». Профстандарт, естественно, без качества образования и его оценки представить себе сложно. Доклады руководителей интересные, насыщенные, потому что при нынешней жизни системы образования им другими быть не получится, ведь вокруг всё кипит, бурлит, бьёт ключом!

Взять, например, Воронежскую область. Минимально достаточный ресурс, по словам руководителя областного департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова, в школах накоплен. Самый трудный для системы образования этап, когда не было денег и люди вынуждены были уходить из образования, чтобы прокормить свои семьи, остался позади. Прошел и второй этап, когда систему привели в порядок, профинансировали, снабдили новым оборудованием, научили участвовать в государственных проектах. Теперь, на третьем этапе, надо понять, что такое качество образования, и какие необходимо сделать шаги для его повышения.

Начинаем, как того требуют стандарты, с дошколки, которая уже на самом первом образовательном уровне должна обеспечивать доступное качественное образование. В Воронежской области, как и везде, растет число детсадов-новостроек, за последние четыре года их введено в строй 41, и это без учета реконструированных и отремонтированных. Очередность в детские сады формально стали делить на «актуальную» и не очень, и по последним данным в области в актуальной очереди стоит 2000 детей от 3 до 7 лет, и к концу года обещают устроить всех. Доступность ДДУ в области составляет 96,5 %. Растет объем финансирования. Средняя заработная плата педагогов-воспитателей равняется средней зарплате учителей в школах (то есть, 25 тысячам рублей, правда, заметно, что это сообщение вызвало у присутствующих в зале осторожные тихие вопросы с ноткой здорового скептицизма).

Проблемой в оплате труда воспитателей и принципиальным показателем эффективности работы муниципального начальства становится количество ставок педагогов-воспитателей на одну группу: все, что ниже двух – это фактически невозможность выполнения стандартов. Мосолов: «Это только лишь присмотр и уход, а важно выполнять федеральный государственный стандарт дошкольного образования, где основной показатель – среда и профессионализм педагогического работника». Другими словами, сегодня во многих садиках для экономии воспитателям оставляют не две ставки на группу, а от 1,5 – 1,6 до 1,8. Что это значит, понятно: люди не получают положенную зарплату, а получают как за 0,9 ставки, или 0,75, или один воспитатель работает на целую ставку, а другой – только на ее часть.

Еще проблема – ситуация с одногрупповыми детскими садами. В одном населенном пункте может быть два дошкольных образовательных учреждения с числом воспитанников 150 в одном и 15 в другом, причем в обоих есть и заведующие, и административный персонал. Или другой пример, когда в стенах школы открывают дошкольную группу и назначают в нее отдельную заведующую детским садом, воспитателей и т.д. Все это при имеющемся у школы директоре, административном персонале, одной столовой, в которую ходят и детсадовцы, и школьники – одним словом, не лишне подумать об «эффективных организационных моделях», об оптимизации в конкретном случае.

Вообще о дошкольном образовании в этом году говорилось много, гораздо больше, чем раньше. О том, например, что осталось всего два года, чтобы довести каждое ДОУ до минимального уровня обеспеченности, требуемого по стандарту. Сегодня в муниципалитетах отсутствует оборудование для лечения и коррекции, а это на дошкольном уровне необходимо. Поэтому надо открывать лекотеки, выявлять проблемных по здоровью детишек и оказывать им помощь и сопровождение. Необходима новая организация работы психолого-медико-педагогических комиссий.

В общем школьном образовании основное внимание качеству знаний, их оценке и работе с кадрами. В Воронежской области в наступившем учебном году будет реорганизовано шесть школ, в четырех из них детей уже нет, а две присоединят к более крупным. Обещают увеличение расходов на образование, рост субвенций и рост заработной платы, хотя «расти, как снежный ком она не будет», все в соответствии со средней в регионе. Педагог должен подтверждать свое право на более высокий уровень заработной платы. В этом поможет профессиональный стандарт педагога, который, правда, пока не принят и дорабатывается, но в регионе с 20014 года действует региональная электронная автоматизированная система аттестации педагогов, которая позволяет максимально объективно и прозрачно проводить аттестацию. Среди всех субъектов РФ Воронежская область достигла самого высокого показателя по аттестации педработников, получивших первую и высшую квалификационные категории. Что принесет с собой эффективный контракт, на который хотят перевести учителей в ближайшие годы, пока можно только предполагать. А сегодня в регионе работают над возрождением системы методической поддержки педагогов. Уже в этом году будет проведен конкурс, в котором определятся учителя-методисты. Они помогут остальным коллегам в освоении новых стандартов, за что получат дополнительное материальное поощрение. А среди школ и дошкольных организаций определят 50 инновационных площадок, которые будут напрямую участвовать в системе повышения квалификации и соответственно финансироваться.

Что касается ЕГЭ, то область в этом году вошла в число первых 16 регионов страны, где на экзаменах было установлено 100-процентное видео-онлайн-наблюдение. В итоге, претензий к объективности проведения экзаменов нет, но 766 выпускников аттестаты не получили. Анализируя сегодня результаты ЕГЭ и сравнивая условия обучения детей, не сумевших преодолеть минимальный порог, становится ясно, что 70 % из них учились в классах с маленькой наполняемостью. Конечно, есть исключения и классы с 1-2-3 учениками, которые все замечательно сдали, но, по мнению Олега Николаевича, это скорее исключения, подтверждающие правила. Поэтому совсем нелишне подумать об эффективности и средней наполняемости классов в сельских школах, а еще и о том, что совсем скоро может наступить момент, когда кто-нибудь из родителей придет в управление образования, а затем и в суд с претензией: почему мой ребенок, находясь и обучаясь столько лет в школе, не смог получить аттестат?

Еще один уровень, без которого невозможно выполнение ФГОС, это дополнительное образование. Оно востребовано, учреждения сохраняются и развиваются, но некоторые направления заслуживают большего внимания. Речь о техническом и естественно-научном творчестве. Стране остро необходимы инженерные и технические кадры, в школах закупают лаборатории робототехники и технического творчества, естественно-научные лаборатории, но допобразованием это не поддерживается. А разве возможно сегодня без этого подготовить конкурентоспособного специалиста и успешную личность?..

Здесь мне хотелось бы остановиться в своем рассказе об августовском педсовете. Можно, конечно, и дальше продолжать – о развитии профобразования, о растущей популярности чемпионатов профессионального мастерства среди молодежи, что тоже необходимо и отвечает современному социальному заказу.

Не отвеченным остался один вопрос: почему мы сегодня разделяем понятия успешный профессионал и воспитанный человек? Нет, мы вроде бы понимаем, что одно без другого не существует, но это теоретически. На практике успешный мужчина останавливает свою тачку посреди дороги, выскакивает из нее подобный разъяренному быку и бьет кулаком женщину – водителя другой машины, которая, по мнению успешного «быка», его подрезала. Думаю, каждый из нас может продолжить список «подвигов» современных успешных и профессиональных, но не воспитанных, с атрофировавшимся чувством милосердия. Молоденькие пьяненькие парнишки, разбрасывающие из арендованного лимузина деньги-фантики (с них, если забыли, начинался наш разговор), это всего лишь зачаточная стадия, самая-самая начальная. Как и что сделать, чтобы она оставалась на уровне «жлобоватой», но все еще веселой забавы, которая не деформируется с годами? Воспитывать, объяснять, почему успешный человек должен быть культурным и нравственным. Кто должен это делать?.. Ну вот, уже не один не отвеченный вопрос остался, растут, как снежный ком…

Вообще-то, на августовском совещании звучала информация о том, что в стране появилась «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025 годы». В интернете ознакомиться с ней может каждый. Среди задач стратегии «повышение эффективности воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально-педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи». Среди приоритетов государственной политики в развитии воспитания «интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования». Среди предлагаемых мер профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания: «Разработка и реализация в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации молодежи, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания».

Это лишь несколько моментов, впрямую относящихся к образованию, школе и педагогам. В стратегии есть интересные положения и о роли семьи, и о роли церкви. Возможно, еще мало времени прошло с момента ее появления и разработки, наверное, еще не приняты какие-то необходимые дополнительные документы… Но сколько еще должно пройти времени, чтобы наши многолетние пробелы и проблемы в воспитании стали наконец-то решаться, и чтобы на них обратили такое же пристальное внимание, как на качество обучения, успешность и конкурентоспособность?

Фото автора