Наши дети – другие?

Есть ли научные основания считать, что наши дети – другие? В чем-то, разумеется, да. Прежде всего, по физическим параметрам.

- Сегодняшние дети опережают своих сверстников  прошлых лет по росту, также они стали раньше созревать (12,7 лет), - привел результаты последних исследований директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма на недавней всероссийской конференции. - Нынешние данные совпадают с данными акселерации в 1970-х, но при этом сила кисти правой руки отстает от той, что была и 10, и 20 лет назад. Однако скорость реакции у них лучше, точнее они и в логическом мышлении, хотя при этом зрительно они быстрее утомляются. То есть не все однородно и однозначно.

Что касается вредных привычек, то в последние годы сокращается количество детей, курящих и пьющих хотя бы раз в неделю, но оно все равно настораживает. Употребление наркотиков меньше, чем в западных школах, но практически в каждом классе есть мальчик и девочка, пробовавших наркотики. Сексуальный опыт имеют каждая 5-я девушка и каждый 3-й юноша, учащиеся в школе.

Основные же физиологические и психологические процессы неизменны.

- Для того, чтобы говорить о том, что нынешние дети – другие, нужны популяционные исследования, а они в России не ведутся последние 50 лет, - категорична директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. - Зато у нас есть результаты исследования 6-7-летних. Мы проводили его в течение последних 10 лет в 15 регионах России. Результаты еще обрабатываются, но предварительно могу сказать, что ситуация практически не изменилась. Физиологически нынешний первоклассник не отличается от детей, которые приходили в школу 15-20 и более лет назад.

При этом у современных детей куда больше проблем со здоровьем, чем у их мам и пап в свое время. По последним данным, лишь 4% детей приходят в школу здоровыми, а больше половины уже имеют хронические заболевания. В этом, помимо плохой наследственности и экологии, виновата наша любовь к инновациям, говоря проще, экспериментам, и желание быть «не хуже, чем все». Почему-то большинство нынешних мам и пап априори считают, что поскольку их дети раньше чем говорить, научились нажимать на экраны планшетов и смартфонов, которые сами же им и подсунули, то и всему остальному их нужно учить по-новому, и чем быстрее, тем лучше. В этом огромную роль сыграла популяризация книг по раннему развитию, особенно книги японского инженера Масару Ибука с говорящим названием «После трех уже поздно». 

- Как физиолог, уверяю: окно развития ребенка после трех не закрывается, - говорит Марьяна Безруких. - Наоборот, форсирование темпов обучения и неадекватные методики обучения могут привести к тому, что обучение затормозится. Сверхраннее обучение письму и чтению приводит к комплексу трудностей в обучении и формированию неэффективного выполнения способов этих действий.

Это более чем наглядно доказывает тест на эффективность чтения, который фиксирует  движение глаз в процессе чтения. Каждый кружочек – это фиксация взгляда, диаметр кружка – время фиксации. Чем больше время фиксации, тем сложнее восприятие того, что ребенок читает. Хорошо читающий ребенок плавно передвигает взгляд, если и есть скачки со строки на строку, то их мало.

Плохо читающий ребенок фиксируется на каждой букве. Так обычно читает первоклассник. Можете себе представить, насколько сложен это процесс? Это не просто звуковая дифференциация каждой буквы, ребенку еще нужно понять смысл читаемого. На втором слайде видны бесконечные возвратные движения. Это значит, что смысл слова не понят.

- Такой ребенок никогда не поймет сложный текст, - комментирует директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. - Это результат спешки. Этого ребенка научили читать в 4 года. Как он фиксировался тогда на каждой букве, так и продолжает.

Кроме того, неадекватные требования родителей к ребенку приводят к формированию неврозов и различных заболеваний.

- Ко мне на консультацию привели 4-летнего малыша, который сгрыз себе ногти до крови после срочных попыток научить его читать, - рассказывает Марьяна Михайловна. – У него появился целый комплекс проблем со здоровьем. И такие случаи нередки.

По данным детских физиологов, лишь 20% нынешних детей реально готовы (физически и психически созрели) к раннему обучению без ущерба для здоровья. Поэтому родителям и педагогам детсадов стоит взглянуть правде в глаза и перестать ставить эксперименты на детях. А это и скоростное безотрывное письмо, которому учат всех без исключения школьников с 1969 года, и чтение на скорость (подробные аргументы медиков и ученых против этих методик читайте в № 13 "УГ").

Откуда вообще в российском обществе и в образовании в частности, такая переходящая все разумные границы тяга к «инновациям»? Возможно, из-за общего застоя в государстве, из-за невозможности менять что-то в социальном и политическом плане. Никто при этом почему-то не считает нужным научно обосновывать новшества и просчитать риски его внедрения – ведь нет подобного закона.

При этом директора «продвинутых» детсадов пытаются придумать каждый свою «фишку» – например, изучают китайский язык. При этом развитие родного речи у детей таково, что требует усиленной работы логопеда. Тогда, спрашивается, какой китайский? А педагоги все-таки говорят: давайте попробуем!

- Инновация хороша только тогда, когда есть методическое сопровождение, позволяющее транслировать эту систему, - напоминает Безруких. - У вас должна быть четкая новая задача, а значит, и методы ее достижения, результаты должны соответствовать задаче. Если вы эту лесенку выстроить не можете, значит, не понимаете, что делаете. Многие нарушения здоровья современных детей связаны с тем, что мы экспериментируем. Безотрывное письмо, практикуемое в наших школах, скоростное чтение – эксперименты. Самая продуманная инновация за последние пятьдесят лет в образовании – создание психологической службы. Но опять-таки сначала создали службу, а уж потом стали готовить кадры для нее. И до сих пор нет целостного включения психолога в процесс, нет системы работы всех специалистов в связке. Поэтому и нет эффективного результата, хотя он мог бы быть.

Не жуйте за ребенка!

Что еще реально могут сделать родители будущего первоклассника для его здоровья, кроме как перестать «впихивать» в него преждевременные знания? Очень многое, считают специалисты.

- Я работаю в школе 5-й год, и вижу, как меняется речь детей в худшую сторону, судя по диагностике, которую мы проводим после записи в первый класс, - обрисовала нам ситуацию логопед одной из столичных школ Татьяна Окопная. - Больше 50% наших первоклассников имеют логопедические проблемы (раньше было до 40%). При этом надо решать их обязательно комплексно – нужен хороший невролог, психолог (эти дети, как правило, легко возбудимые, им трудно сосредоточиться). И, конечно, без помощи и понимания родителей ничего не получится. Я сравниваю свой труд с нанизыванием бисера – сразу красивые бусы не получатся, это кропотливая и долгая работа. У наших «логопедических» детей и другие проблемы – моторика плохо развита, отсюда почерк ужасный. С ними надо работать особо, но редко кто из учителей это может сделать. Они требуют от них учиться «как все», то есть невозможного, отсюда детские неврозы и даже самоубийства.

… По речи ребенка я вижу, что у него были сложные роды, при разговоре с мамой выясняется, что было или обвитие пуповины либо еще какая-то патология, связанная с простимулированными родами. Мамам надо понимать, что безболезненные роды грозят малышу неприятными последствиями. А еще в проблемах речи виновато питание: если раньше мы ели жесткое мясо, твердые овощи, то теперь малыши едят все пюреобразное, прошедшее обработку. Значит, не развивается весь артикуляционный аппарат – щеки, язык, зубы. У таких малышей вялые мышцы и язык не может принять нужное положение для правильного звукоизвлечения. Посмотрите на лица детей – они, как правило, анемичные. Поэтому советую всем мамам: не трите овощи, фрукты и мясо, давайте чаду пожевать – ту же морковку, яблоко, говядину. Больше разговаривайте с ребенком, почаще называйте окружающие их предметы, животных и т.д., делайте несложные поделки.

И, конечно, любите детей, играйте с ними, а не отделывайтесь игрушками и гаджетами. Прежде всего, психологи советуют: нельзя давать их в бесконтрольное пользование ребенка. При вручении подарка следует сразу сказать ребенку, что это небезопасное для его здоровья устройство (как для нервной системы, так и для зрения), поэтому играть в него (а лучше делать что-то полезное – скачивать-смотреть хорошие мультики, слушать детские песни, смотреть детские энциклопедии) чадо будет не больше 10-30 минут за раз, и далеко не каждый день. И постарайтесь найти альтернативу электронным игрушкам – если уж нет сил и времени чаще раза в неделю погонять с ребенком в футбол-баскетбол во дворе, заведите ежедневную привычку (можно ведь найти хотя бы 15-20 минут вечером) играть в добрые и умные настольные игры – шашки, шахматы, познавательные лото, мемо, викторины и т.д. Еще лучше – если вы придумаете свою семейную игру. Предложите чаду – он вполне может загореться этой идеей, вам останется только направить его фантазию в нужное русло и подредактировать результат. 

А еще постарайтесь максимально исключить из жизни и учебы ребенка спешку, не подгоняйте его. Любой новый навык и умение, будь то одевание или формирование письма, нужно не спеша и тщательно отработать в самом начале. Как утверждают ученые, навыки и умения просто не могут сформироваться правильно в условиях спешки. Кроме того, это прямой путь к хроническим заболеваниям и невротическим расстройствам психики (об этом читайте подробнее в «УГ» № 13). Так что пересмотрите режим дня или учебный план, исходя из этих соображений.

Это же касается и плотности учебных занятий. Медики советуют учителям: не старайтесь впихнуть максимум нового материала в 20 минут – у детей возникнет лишнее напряжение (а отсюда переутомление и худшее усвоение темы), лучше распределите его даже на полчаса, но не так интенсивно.  

Даешь движение!

Здоровьесберегающая деятельность в школах вроде бы формально есть, но насколько она эффективна? Между тем методики ее правильного, системного выстраивания давно разработаны физиологами. А еще ученые советуют обязательно учитывать факторы школьного и семейного риска.

Как же построить эффективную организацию учебного процесса? Говоря официально, методы и формы организации учебного процесса должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. То есть не должно быть единой программы «Развитие речи дошкольника», потому что для 3, 4, 5 и 6-летних нужны разные программы, с разными задачами и формами работы. То же самое с начальной школой. Первоклассник сильно отличается от четвероклассника по своим возможностям и умениям. А ведь есть еще индивидуальный разброс.

- Учителю стоит помнить, что в каждом классе примерно 20% медлительных, 15-20% с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, 20-25% леворуких, 20-25% часто болеющих детей (более 3-4 раз в год), - говорит физиолог Марьяна Безруких. - Без учета этого эффективное обучение выстроить невозможно. А у нас по-прежнему фронтальная организация работы со всем классом, то есть со времен Яна Амоса Каменского ничего не изменилось.

Главный совет со стороны ученых – организовывать на уроке работу в малых группах. Учителя жалуются – их этому не учили. Значит, надо пересматривать программы подготовки педагогов и психологов.

От чрезмерной перегрузки могут помочь и сдвоенные уроки.

 - При правильной организации они менее утомительны, чем обычные, и лучше влияют на сердечно-сосудистую систему, - обосновывает рекомендацию Владислав Кучма. - Да и на домашние задания у детей уходит меньше времени.

А вместо ноутбуков школьников лучше пересадить за компьютеры с отдельной клавиатурой и жидкокристаллическим экраном - первая позволяет удерживать правильную осанку, а второй – не переутомлять зрение.

Как спастись от гиподинамии? Мне лично, как маме, ужасно жаль ребят, особенно в младших классах, которым не дают сбросить напряжение, побегать и поиграть на переменах. Для этого в школах нет ни места, ни желания организовать детскую активность. Хотя в Финляндии, по словам экспертов, школьники в любую погоду выходят на улицу – в результате здоровье ребят заметно укрепляется.  

Нам о таком пока мечтать не приходится (хотя почему бы и не попробовать?), так хотя бы динамическую составляющую в уроки ввести. Врачи предлагают увеличить динамическую разминку - с пяти минут до 15. Одно это повысит двигательную активность ребенка в 3 раза! При этом опыт, например, вальдорфских школ показывает, что такая разминка может быть увязана с темой урока и никакого ущерба учебному процессу не принесет.

- Нужно также обеспечить безопасность для детей комплекса ГТО и сдачи норм физподготовки, - продолжает Кучма. – При этом надо что-то менять в уроках физкультуры: больше половины детей средней и старшей школы недовольны ими, хотя от 40 до 60% из них дополнительно занимаются спортом. Почему? Одна из причин - ребята испытывают трудности сдачи физических нормативов.

Огромную лепту в укрепление здоровья вносят и каникулы. Ученые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводили исследования и пришли к выводу, что чередование 4-5 недель учебы и недели отдыха дают наибольший положительный эффект – дети не переутомляются.

Практически все эти рекомендации хорошо знакомы всем, кто давно работает в системе образования. Многим из них – несколько десятков лет. Однако согласовать все эти рекомендации с Минобрнауки и сделать их обязательными к исполнению медикам никак не удается. Существовавший приказ № 2106 об организации здоровьесберегающей деятельности в школе и вовсе отменен. Предписания вроде возврата в школы медкабинетов, указанные в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, в полной мере не исполняются. Опыт школ здоровья по стране не распространяется.

Но это не значит, что нужно опускать руки: мы сами в ответе за здоровье своих сыновей и дочерей. Родителям нужно отстаивать права детей и работать с администрацией школ над созданием условий для укрепления здоровья, педагогам же стоит прислушаться ко мнению врачей и ученых, чтобы из школ не выходили неблагодарные невротики. 

 

Фото автора. Иллюстрации предоставлены Институтом возрастной физиологии РАО