Ценности настоящих инноваторов

Если взглянуть на рейтинг стран по уровню развития инноваций в образовании, то, как отметила директор Конкурса инноваций в образовании Диана Королева, в 2014 году Россия заняла там 49 место – между Таиландом и Грецией. Среди проблемных областей, которые мешают отечественному образованию взять еще более высокую планку, эксперты называют затруднения в развитии внутреннего рынка, несовершенство институтов, низкие показатели творческой деятельности, инфраструктурные проблемы и т.д. Тем не менее, в минувшем году результат нашей страны был гораздо лучше, чем годом ранее, когда Россия оказалась в рейтинге ниже на 13 пунктов.

Если обратиться к докладу по той же проблематике, подготовленному в 2014 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то окажется что здесь Россия по уровню инновационности образования уже на шестом месте. Причем, в данном исследовании учитывается качественный рост системы образования за все первое десятилетии XXI века.

Руководитель центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин отметил, что в докладе ОЭСР среди положительных перемен в российском образовании называется увеличение объемов использования ИКТ, усиление работы с данными. Тем не менее, пока еще нельзя сказать, что мы можем точно измерить уровень инновационности российского высшего образования в целом, не говоря уже о том, насколько активно инновации внедряются, например, в жизнь средней школы. В то же самое время, это необходимое условие развития, поскольку, как известно, чем выше инновационность в системе, тем выше общий результат.

В преддверии выхода этих докладов в минувшем году Институт образования НИУ ВШЭ объявил Конкурс инноваций в образовании (КИвО). Участие в конкурсе приняли очень многие: от учащихся школ и студентов до представителей бизнес-сообщества. В НИУ ВШЭ пришло почти 600 проектов из 13 стран мира. Они охватили самые разные сферы образования, прошлись по всем его уровням и даже коснулись семейного образования и ряда особых образовательных областей. В качестве дополнительного положительного эффекта конкурса Диана Королева отметила следующее: поскольку заявки подавали как представители бизнеса, так и образования, уже в ходе работы между участниками устанавливались связи и какие-то проекты почти тут же получали свое продолжение и воплощение в жизнь.

Сразу было заявлено, что у конкурса еще и серьезная научная составляющая. Так, например, на основе ценностного опросника Шварца был составлен Портрет современного инноватора в образовании. Оказалось, что современные инноваторы отличаются от населения России в целом. Участники опроса описали их как самостоятельных, благожелательных личностей, готовых рисковать, открыто осваивать новое. Александр Сидоркин особенно подчеркнул это качество, поскольку, если упрощать, инновация – это, по сути, все то, чего вы не делали раньше.

Кроме того, у инноваторов в целом позитивный настрой, желание мира во всем мире, общего благополучия, они не руководствуются в своих действиях желанием удержать власть, в особенности ту, что дана им не по их достижениям и заслугам и т.д. В целом, вырисовывается достаточно позитивный сбалансированный образ личности.

В рамках КИвО разобрались не только с тем, кто такой сегодняшний российский инноватор в образовании, но и попытались задать новое теоретическое определение данного индивида. Наиболее релевантная прежняя дефиниция была сформулирована еще в начале 60-х годов прошлого века американским социологом Эвереттом Роджерсом, разработавшим знаменитую теорию «диффузии инноваций». В частности, он отмечал, что инноваторы – это те, кто хочет «быть первыми в пробе чего-то нового», такие люди, по Роджерсу, «азартны и рисковы, готовы к победе, но не боятся поражения. Именно новаторы играют роль привратника в потоке новых идей в социальной системе».

Спустя полвека Диана Королева с коллегами сформулировала новое определение инноватора в образовании. В частности, к такими людям исследователи отнесли человека, «генерирующего или продвигающего собственные идеи или принимающего нововведения, открытого новому опыту, готового идти на риск, инициативного, обладающего воображением и креативностью. Деятельность инноватора в образовании направлена на улучшение результатов и эффективности обучения; выравнивание доступа к качественному образованию, повышение эффективности управления системой образования в соответствии с актуальными потребностями современного общества».

 

Разрушить и заменить! А на что?

Несмотря на то, что настоящих инноваторов, согласно теории Роджерса, в целом немного, они крайне важны для системы образования, ведь, как уже было сказано ранее, именно инновационная система может дать результативность. Это не причуда и не дань моде, это просто то, что сейчас необходимо стране. Важно это еще и потому, что, как отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, при все большем ограничении ресурсов, в частности, на образование, продвинуться можно лишь вновь за счет новшеств. Правда, крайне важно в погоне за инновационностью не прийти к тому, чтобы этот критерий вошел в портфолио учителя, иначе отечественная система образования породит еще одну имитационную сферу деятельности.

Если же углубиться в разговор об управлении образованием в кризисные периоды, то, как отметили докладчики вебинара, есть два пути: либо уход в глубокую защиту, либо переход в нападение. И если с первой стратегией никогда, по словам Александра Сидоркина, нельзя сделать ничего серьезного – ни пережить проблемный период, ни создать себе или своей организации имя, то вторая – за счет новой идеи или продукта –может решить многие проблемы в организации.

Самое главное, чтобы любая инновация была совместима с существующей системой, чтобы она встраивалась и меняла ее, а не ломала. Но есть у инноваций, как отметил Александр Сидоркин и другая крайность – низкая инновационность, и это необходимо учитывать, когда предлагается что-то «революционно новое», в то время, как доказать то, что оно хотя бы немного лучше предыдущего, достаточно проблематично.

Процесс диффузии инноваций не бывает моментальным. Об этом говорили еще в 60-е годы минувшего столетия. По словам Александра Сидоркина, на это оказывал влияние тогда и оказывает влияние сегодня такой фактор, как принятие инновации. Если в социальной группе, окружающей человека она принята, то и он, скорее всего, ее примет. Скажется некоторый корпоративный эффект. Правда, весьма трудно предположить, будет ли эта группа новаторов состоять сплошь из молодых и активных или, наоборот, активнее всего проявит себя старшее и среднее поколение. То, что главные инноваторы – всегда молодежь, по словам Александра Сидоркина, большой миф.

В то же время, никогда не сработает инновация навязанная, по указке, ускоренная и внедренная против воли и естественного хода вещей. К тому же, не так хорошо будет работать и та, что не предполагает доработки под конкретные условия и задачи. Исходя из всех этих характеристик хорошо видно, в какой узкий коридор должна проскочить инновационная идея: она должна быть вовремя узнана, окружающие должны убедиться в ее необходимости здесь и сейчас, принять решение о ее внедрении, реализовать на практике и подтвердить правильность своих действий.

По данным последних научных исследований в области инноваций, считается, как отметил Александр Сидоркин, что для существования инновационной организации необходимо несколько обязательных составляющих, в числе которых должен быть и так называемый «пастушеский комитет», то есть, такая структура, которая поддерживает воплощение инноваций, но не входит в число тех, кто занимается ее воплощением. Это скорее, наблюдатель, который подталкивает к свершениям, чтобы идея не осталась на уровне яркого репортажа в местной газете.

Правда, нужно также понимать, что, действительно, стоит поддержки. По словам Александра Сидоркина, в данной области бытует одно интересное и точное понятие - «зомби-инновация», то есть, отжившая идея, которую по каким-то причинам все же толкают на поверхность. Кроме того, поддержка инновации нужна и в верхних эшелонах власти конкретных организаций. Очень хорошо сейчас, как отметил Александр Сидоркин, эту идею подхватили вузы, которые начинают открывать отделы по инновациям, а в штате появляется должность проектора по инновационной деятельности.

В целом, как уже стало понятно, диффузия инноваций не хаотичный процесс, который идет сам по себе, здесь есть свои законы и свои способы управления распространением и воплощением идеи. Теории Эверета Роджерса и его последователей это подтверждают. Инновации не надо торопить или насаждать, они, по сути, закон изменения – еще более естественный, чем любой другой, особенно в образовании.

 

Из досье «УГ»

Диффузия инноваций – что это?


В 1962 году американский социолог Эверетт Роджерс выпустил книгу «Диффузия инноваций», где на основании многочисленных исследований вывел свою теорию внедрения инноваций, заимствовав идею диффузии из физики. Аналогия проста – процесс перемешивания молекул разных веществ в смеси схож с тем, как новое (идеи, явления, объекты) входит в жизнь общества и становится его частью. Само понятие «диффузии инноваций» было предложено французскими, немецкими и австрийскими учеными еще в конце XIX века.

Эверетт Роджерс описал современные способы и каналы распространения инноваций в обществе и показал, что все люди в вопросе восприятия новшеств делятся на следующие группы: новаторы (таких всего 2,5%), ранние последователи (13,5%), раннее большинство и позднее большинство (по 34%, соответственно) и опоздавшие (16%).

 

Статфакт

 

В вебинаре РТЦ по теме управления инновационной деятельностью в образовании приняли участие более 300 специалистов из 36 регионов РФ, а также 4 зарубежных стран, в числе которых Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Приднестровская Молдавская Республика. Наибольший интерес тема инноваций вызвала у представителей общеобразовательных школ.


Материалы вебинара доступны на сайте РТЦ


В планах РТЦ

27 марта состоится очередной вебинар на тему «Кто и как может использовать данные самообследования школы?». В апреле предполагается обсудить проблему оценки информационно-коммуникационной грамотности школьников на региональном уровне.

 

Фото автора