«Где, как не в школе, необходимо вкладывать в сознание важнейшую часть воспитания - уважение к себе и другим?», - задался вопросом депутат и режиссер Владимир Бортко и внес в Госдуму законопроект, обязывающий обращаться к учащимся на «вы».

Народ отреагировал живо. Журналисты порезвились от души, хотя и стандартно – мол, депутаты не видят реальных проблем, а уважение никакими словами не привьешь. Дети отзывались по-разному.

«Учительская газета» собрала «за» и «против» перспективы перехода с «ты» на «вы».

Наталья Носкова, заслуженный учитель России, опросила своих десятиклассников из омской гимназии №43.

Мнения разделились. «За» оказались немногие:

- К ученикам нужно обращаться по имени и на «вы», так как нужно приучать к взрослой жизни.

- Я за то, чтобы учителя относились на «вы» к ученикам, потому что так показывается уважение к ученикам, следовательно, даже самые заядлые бунтари начнут уважительно относиться к учителям.

- Когда с ребенком обращаются на «вы», он чувствует себя более самостоятельным, ответственным. Требуя уважения к себе, учитель должен в первую очередь уважать ученика.

Большинство – «против»:

- У ребенка будет формироваться завышенная самооценка из-за обращении на «вы». Считаю, что к ученикам нужно обращаться по имени и на «ты».

- С первого класса ребенок не должен ощущать сильную официальность. Обращаясь к ребенку на «ты» и по имени, мы лучше покажем отношение к нему.

- Это очень глупо, когда маленького ребенка зовут по имени-отчеству.

- Человека нужно называть по имени. На «вы» - начнет зазнаваться. Нужно наоборот, дети к учителям на «вы». Когда взрослый называет вас на «вы», человек начинает комплексовать.

- Во-первых, чтобы получить статус «вы», надо чего-то достигнуть. Во-вторых, никто не будет соблюдать этого закона. Лучше просто обращаться по имени.

То, что за «вы» ратует меньше детей, в данном случае показатель весьма условный. Хотя бы потому, что вопрос задавала Наталья Ивановна, замечательный учитель МХК, искренне уважающая ребят, много и от души занимающаяся с ними. Гимназия №43, в которой она работает, вообще славится среди родителей хорошим отношением к детям – подобрался профессиональный опытный коллектив, в том же духе воспитывающий молодых специалистов. По мнению Носковой, «обязательное» надуманное обращение на «вы» не добавит в отношения ничего:

- Многие учителя, в том числе и я, иногда к ученикам так обращаемся: где-то в шутку, а где-то всерьез - к 9, 10, 11-классникам. Но это зависит от ситуации.
Я думаю, важнее обращаться к ребенку по имени. Постоянно говорю детям, что ничто не ласкает так слух человека, как его собственное имя. Что у всех красивые имена, а родители их выбрали скорее не спонтанно, а осмысленно, носить его надо с гордостью. Тем более часто их называют в честь бабушек и дедушек. Это замечательно, за этим история семьи! Я знаю имена почти всех своих учеников в гимназии. В этом учебном году их более 500. Имена стараюсь выучить непременно. Часто, когда встречаю где-то выпускников, могу не помнить фамилию, но имя помню. А людям это приятно! А вот на «вы» надо научить детей обращаться к взрослым - знакомым и незнакомым, к более страшим и не совсем... Это важнее! Приходишь, например, в поликлинику, там в регистратуре: «Иванов!» А приходишь в частную клинику: «Иван Иванович!» - и отношение иное. А дети во все времена говорили: «Эта учительница по фамилии всех окрикивает, а эта... имя называет!» Для детей это важнее!

Похожие мысли еще у одной чудесной учительницы - Надежды Константиновны Князевой из красноярской школы №137. Наверное, потому что они с Натальей Ивановной похожи – искренней любовью к миру, светом, от обеих исходящим:

- Первоклашки не поймут, если их будут называть на «вы», они даже иногда учителя на «ты» зовут, и мамой называют по ошибке. Я точно знаю, мой ученик Паша мне скажет: «А я здесь один...» В средних классах не думаю, что это продемонстрирует уважение учителя к ученику, скорее дистанцирует и охладит некоторые горячие головы. Можно даже этим приемом пользоваться в воспитательных целях. Вполне заслуживают такого обращения старшие классы. Знаю учителя литературы, который так и делает - называет всех своих учеников на «вы». Это учитель года Оренбургской области-2013 Кирилл Демушов. Звучит немного непривычно для остальных, но вполне привычно и приятно для его учеников. Хотя по мне обращение к ученику на «ты» все-таки более товарищеское, теплое, ведь современный учитель старается быть с учеником в позиции сотрудничества, совместного поиска и партнерства.

Андрей Лиджиев, учитель года Калмыкии-2013, ныне директор школы на Чукотке, говорит, что многое зависит от психологии, менталитета, возраста, как учителя так и школьника. Называть малышей на «вы», учитывая «чукотский» менталитет, где такое обращение вообще принято мало, немного странно. А вот старших школьников можно.

Математик Александр Перфильев из Кемеровской области, продолжающий почти тысячелетнюю династию педагогов, думает, что такое обращение может, наоборот, увеличить дистанцию между учеником и учителем.

Министр образования Омской области Сергей Канунников считает, что «ты» и «вы» можно чередовать в воспитательных целях, учитывая особенности ребенка и авторитет учителя: «ты» может стать наградой, а «вы» - наказанием.

Казалось бы, все ясно – детям это не нужно, учителя разберутся сами. Смутило меня, впрочем, несколько вещей. Наверное, я ошиблась, общаясь исключительно с настоящими педагогами - с теми, для кого, как сказал Перфильев, главное в отношениях с учеником - взаимопонимание и доверие. Увы, есть и другие, непрофессионализм ведь торжествует во всех сферах. И не надо их долго искать - на одном из педагогических порталов я наткнулась на живое обсуждение проблемы. 

Имен называть не буду, хотя их никто не скрывал:

«- Интересно, ему не стыдно нести такую чушь и выглядеть идиотом?

- А разве идиот осознает, что идиот? И чувство стыда ему незнакомо.

- Еще одна тема для выступления юмористов…

- А падать ниц и шапку ломать еще не надо?

- Один и тот же Бортко ратует за обращение на «вы» и за допуск нецензурщины в кино. Вообще-то это чисто клинический симптом шизофрении.

- Этому депутату надо сказать: «Идем на вы, отзываем из депутатов по причине профнепригодности из-за интеллектуальной неполноценности».

- Бортко в школу, чтобы он увидел, кого мы учим! А сам себя уже в аристократы записал, скоро будут учителей за волосы таскать, как г-жа Простакова в комедии «Недоросль». Куда же Зюганов смотрит, КПРФ - партия трудящихся. Не может ее член такие барские замашки на всю страну показывать. Пусть его горничные и гувернантки его отпрысков на «вы» зовут, а учитель сам решит, как ему быть».

Владимира Бортко, заслуженного деятеля искусств, снявшего «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту» и массу других замечательных фильмов, безапелляционно окрестили «идиотом, шизофреником и интеллектуально неполноценным». И тоже педагоги, судя по подписям к комментариям. У меня нет уверенности, что так же безапелляционно они не «крестят» своих учеников, которые заслуг Бортко не имеют.

Дети, уже столкнувшиеся с учительской несправедливостью, думают немного иначе. Катя Усова, ученица пятого класса, написавшая президенту о том, что классный руководитель «откровенно и нагло пытается довести ее до самоубийства», считает, что обращение на «вы» любви педагога к ней не добавило бы, но «крика и ора» наверняка было бы меньше. Хотя бы потому, что, прежде чем произнести ругательную фразу с «вы», придется подумать, как ее выстроить. А значит, остыть.

- Да большинство лучше уволится, чем начнет нас уважать! – засмеялся в ответ одиннадцатиклассник Никита Лещинский, юноша с независимыми суждениями, не всегда поощряемыми педагогами.

- Было бы круто! – обрадовалась девятиклассница Олеся Васильева. – Тыкая, проще унизить. «Вы тупица!» не звучит. Меня так математичка зовет.

Многие родители говорили мне о том же: уважительное обращение могло бы стереть надменное покровительство по признаку возраста с одной стороны и безответственное разгильдяйство с другой. Ведь если к ребенку обращаются вежливо, значит, он взрослый, ответственный.

- Моя дочь полюбила учиться только в вузе. Причем самый любимый предмет – самый трудный. Объяснила, что сначала просто было приятно приходить на пару, потому что педагог называла их на «вы», никогда не подозревала в лентяйстве, нехватке ума, пыталась помочь и разобраться. А разобрались – стало интересно, – рассказала мама студентки Маши Чикаевой.

Удивительно, но даже самым лучшим педагогам не пришло на ум, что можно ведь и в обратном порядке: пускай не учителя выкают детям, а ученики тыкают им. Кроме разве что преподавателя Омского государственного института сервиса Василия Мельниченко:

- Я всегда настаиваю со студентами быть на «ты». Я для них «ты», и они мне «ты». Так больше уважения, чем в манерном «вы». Мы ведь соратники? И ничто не мешает мне столь вежливо обсуждать с ними их проблемы, а им сказать, если нужно, что я неправ.

Правда, Василий бывший журналист, а это совсем другая психология – никто не требует уважать журналистов априори, ни за что, так, как этого требуют учителя, далеко не все того заслуживающие. У журналистов, как правило, даже отчеств не бывает, не важно, какого возраста человек к нам обращается. Но если нужно называть педагогов на «вы» только потому, что они педагоги, то почему нельзя называть так детей только за то, что они дети? Вот что меня насторожило в ответах десятиклассников: практически каждый свидетельствует - ребята уверены, что уважение надо заслужить, а они его пока недостойны. Но ведь никому не приходит в голову прежде, чем сказать «вы» взрослому, потребовать список его достижений? Уважительное обращение дается ему просто по праву возраста. Чем хуже возраст ребенка?

Недавно прочитала у Бориса Акунина: «Меня ностальгия по ранней поре жизни всегда удивляла. Постоянное ощущение того, что все вокруг большие, а ты маленький? Что им все можно, а тебе ничего нельзя? И неуверенность? И ни черта не понятно? И ощущение своей слабости?».

Дети – самые бесправные существа на свете. Наивные маленькие люди! Они любят мир и ждут, что он ответит им взаимностью. А большинство взрослых – именно тот круг, в котором сосредоточены все детские надежды и чувства, – не пытаются даже продемонстрировать свое уважение. Мы - в большинстве своем все недолюбленные! - будто пытаемся отомстить детям за собственное не очень счастливое детство. Нас унижали, и мы унизим! Нас гоняли, и мы погоним! Ничего с ними не сделается! Почему за такое простое чувство, которое, по-моему, нужно испытать к каждому, кто не сделал тебе плохого, если ты любишь людей, нужно непременно бороться? Почему нельзя показать человеку - он уважаем уже за то, что он существо разумное, независимо от возраста? Достигли степени доверия – переходите на тот стиль общения, который вам удобен. Ведь можно спросить: «Петя, какое обращение ты предпочитаешь?» Слишком многое придется помнить? Но ведь это и есть индивидуальный подход!

Понятно, что и «вы» не дает гарантии того, что с мнением человека будут считаться. Связь между «вы» и уважением достаточно зыбка. Но эта мелочь, став повседневностью, на мой взгляд, действительно могла бы поменять отношение к детям – не только в школе, но и в обществе. Как советуют психологи, если у тебя плохое настроение - улыбайся, и оно изменится. Начнут учителя называть детей на «вы» – глядишь, и сами, и окружающие поймут, что их есть за что уважать. А детей, почувствовавших, что они уважаемые и разумные люди, это наверняка подвигнет к более примерному поведению. Ведь абсолютно прав омский ученый и педагог Борис Кассал:

- В России сформировалось отношение самонеуважения. Особенно у поколений, которые выросли на постсоветском пространстве. Гибель СССР привела не только к аннексии значительных территорий, экономическому кризису и перевороту, но и к угасанию интереса к собственной стране. На Украине это самонеуважение проросло в крайнюю форму - в национал-социализм, стремление поднять свою нацию за счет других, у нас, к счастью, обошлось, хотя такие попытки были.

Мы и себя-то не уважаем, и людей, имеющих какие-то заслуги, не ценим. А уж детей – тьфу! А может, сложный вопрос решается просто, и эта мелочь - «вы, ребенок» - сумеет исправить многое? И, может быть, Владимир Бортко прав: «Человек, с детства привыкший к обращению «вы», будет обладать повышенным чувством собственного достоинства», что возымеет «колоссальное воспитательное значение» и даже «скажется как на уменьшении преступности, алкоголизма и наркомании, так и на положительных сдвигах в других областях жизни народа»? Нет, не сегодня и не через год, а скорее через десятилетия. Ну а кому, как не педагогам, смотреть в будущее? Давайте попробуем?


Фото Ольги Максимович