​Впрочем, для журналистов такой интерактив уже не внове. ЕГЭ уходящего года прошел под их бдительным оком. Но на этот раз мы с коллегами были приглашены на совершенно новый экзамен. Вернее новый старый – итоговое сочинение, которое через две недели будут обязаны написать все выпускники страны, чтобы получить допуск к единому государственному экзамену. Еще одна поправка – сегодня проходит лишь апробация нового испытания для одиннадцатиклассников, хотя его итоги станут предметом самого тщательного анализа для специалистов. Как и детали организации экзамена в различных регионах. Тут уже идет корректировка. Одна из журналистов замечает, что в регионе N за столом сидят сразу два молодых человека. Между тем, сочинение надо бы писать в одиночку… Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки тут же согласно кивают – уже заметили и сделали замечание!

К той поре, как представители СМИ собрались в зале видеотрансляции, Сибирь и Дальний Восток уже написали сочинения, пока мы беседовали с хозяевами центра, еще несколько аудиторий на экранах опустели. Точное количество добровольцев, которые участвовали в этой репетиции, пока неизвестно. От 350 тысяч до 700 тысяч выпускников. Регионам рекомендовали задействовать не менее 30% выпускников, но в некоторых субъектах РФ писали все одиннадцатиклассники поголовно.

Дело в любом случае полезное. Почувствовать атмосферу, увидеть своими глазами бланки и заполнить их, просидеть 3 часа 55 минут над листами наедине со своими мыслями… Кстати, сам экзамен, первый из которых состоится, напомню, 3 декабря (и затем можно будет переписать незачетное сочинение 4 февраля и 6 мая) пройдет не в специальных пунктах, а просто в школах, где учатся ребята. И видеотрансляция правилами не предусмотрена... Об этом напоминает заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. «Но во всем остальном условия приближены к тем, что будут 3 декабря», - уточняет Анзор Ахмедович.

За 30 минут до проведения итогового сочинения темы будут направлены в региональные центры обработки информации субъектов РФ по закрытым каналам связи для публикации на региональных информационных ресурсах.

20 ноября за 15 минут до проведения апробации темы были опубликованы на портале http://topic.ege.edu.ru. Для каждого часового пояса предусмотрены свои темы. Так, выпускники Тверской области и регионов одного с ней часового пояса писали вот о чем:

004.Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

018.Можно ли обойтись без книг?

030.Почему важно уметь сострадать другому?

Те же темы были в Калужской области и Республике Дагестан – вместе с Тверской областью именно эти регионы вышли на связь во время общения специалистов Рособрназдора и ФИПИ с журналистами. Везде, как сообщили министры образования и заместители министров образования субъектов, была спокойная рабочая обстановка. А в Калужской области учителя успели заметить, что многие ребята взяли вторую тему. Наверное, она хорошо вписалась в систему подготовки к экзамену, ведь нужно было прочитать немало литературы, старшеклассники знали, что придется опираться на различные источники. Кстати, 3 декабря на выбор будут даны не 3,а 5 тем. Это позволит, считает ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина, подстраховать детей. Надо помнить, считает она, «что это, прежде всего, дети, которые имеют право на шероховатости и свое собственное видение. Реальные люди пишут с ошибками».

Дети с ограниченными возможностями здоровья будут писать не сочинение, а изложение. Изложение оценивается немного по-другому, там иные критерии. Совпадают с критериями сочинения только два последних – «Качество письменной речи» и «Грамотность».

Для оценки сочинения важны первые два критерия – «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала», потому что экзамен не связан с проверкой предметных знаний, это надпредметная, литературоцентричная работа, объясняет Елена Андреевна Зинина. «Сочинение – стимул для расширения кругозора учеников». Первые два критерия значимы еще и потому, что они основные. Если эксперт посчитал, что по первому или по второму критерию можно ставить «незачет», по критериям №№3-5 работу можно не проверять. Но если по первым трем критериям «зачет» получен, остальные два нужно обязательно пустить в ход. Такая непростая задача у экспертов…

Еще одно обязательное требование при оценке сочинения – его объем. В случае, если в тексте меньше 250 слов, за работу сразу ставиться «незачет». Среднее оптимальное количество – 350 слов, но, конечно, выпускник может написать и больше – максимальный предел не установлен.

Много работы было у специалистов на этапе разработки тем. Между прочим, экспертизу прошли и темы для самого экзамена, и для его апробации.

Елена Зинина отметила, что Федеральному институту педагогических измерений очень помог в разработке и экспертизе тем Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной. Главное, что требуется от тем итогового сочинения, – они должны быть посильными, соответствовать возрастным возможностям детей, стимулировать ребят к рассуждениям, позволять опираться на литературный материал, быть внятными, лаконичными и легкими для восприятия. Темы могут быть констатирующими, и тогда в конце ставится точка, проблемными – и тогда они завершаются вопросом, а также в виде цитаты.

Что касается реальной оценки за сочинений в журнал или дневник, Рособрнадзор заявил, что не советует их ставить. Лучше разобрать трудные места, особенно если ребята получат незачет.

А вот вуз, куда поступает выпускник, учитывает итоговое сочинение по желанию. Абитуриент при поступлении может получить за эту работу от 1 до 10 баллов. Причем вуз будет обязательно перепроверять результаты. Ведь все сочинения в сканированном виде будут собраны в огромную базу данных. Дорогие выпускники, отрабатывайте почерк!

Большинству выпускников, их родителей и уж точно, учителей, работающих в выпускных классах, хорошо известен сайт Федерального института педагогических измерений, а также сусека, посвященного итоговому сочинению: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

Хочу обратить ваше внимание на пункт 11 этого раздела под названием «Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения). Здесь и выпускник найден для себя немало интересного. Например, описание методики подготовки к сочинению, анализ критериев оценки, а также фрагменты из реальных сочинений, написанных во время первой апробации экзамена. Она не была столько массовой, как сейчас, но тоже дала немало пищи для размышлений.

Если это как-то утешит одиннадцатиклассников – во время пресс-конференции стало ясно, что все организаторы нового экзамена очень волнуются. И не только по поводу техники проведения итогового сочинения. Они просто волнуются за ребят, которые будут демонстрировать свои умения в непривычном формате…

Фото автора

Читайте также на нашем сайте в рубрике "Взгляд"

Вера Кострова, Нижний Новгород: Вы все еще боитесь сочинения? Тогда мы идем к вам!