Как отметил Игорь Александрович, в большинстве стран СНГ на данный момент сформирована система оценки качества образования (ОКО). Она включает в себя выпускные и вступительные экзамены, национальные мониторинги и международные сравнительные исследования. С течением времени каждое государство добавляло к своей системе новую составляющую, и теперь у всех, кроме Таджикистана и Беларуси, которые не участвуют в международных сравнительных исследованиях, она представлена достаточно широким спектром разнообразных инструментов.

Если же говорить о таком элементе ОКО, как национальные стандартизированные экзамены для поступления в вузы, то стоить отметить, что их формирование произошло в странах СНГ за первое десятилетие XXI века. Пионерами в этой области оказалась Казахстан, Кыргызстан и Беларусь. Чуть позже в работу включилась Армения, где в 2007 году был дан старт своему ЕГЭ, и уже через пару лет были введены экзамены по всем предметам. В 2009 году Россия сделала обязательным ЕГЭ, эксперименты по проведению которого шли с 2001 года. А в 2014-м после годичного эксперимента свой стандартизированный экзамен появился и в Таджикистане.

Для того чтобы выявить положительные особенности национальных моделей организации вступительных экзаменов в вузы и провести их сравнительный анализ, Игорь Вальдман предложил в отдельности рассмотреть систему каждой из вышеупомянутых стран.

Как уже было сказано ранее, Кыргызская Республика первой внедрила в свою практику проведение стандартизированного экзамена. Он называется общереспубликанским тестированием (ОРТ) и проводится уже с 2002 года. Организует его проведение Центр оценки в образовании и методов обучения. Это особенно интересно, поскольку центр является негосударственной организацией. По словам Игоря Вальдмана, ОРТ – необычный вид экзамена, который едва ли можно встретить в других странах, поскольку в самой его модели заложена задача обеспечения равного доступа к высшему образованию выпускников школ республики. Результаты этого экзамена засчитываются во всех ее вузах на всех формах обучения.

Директор Центра оценки в образовании и методов обучения Кыргызской Республики Инна Валькова подчеркнула, что к подобной модели их подтолкнуло то, что 80% учащихся в стране находятся на низком образовательном уровне, и если устроить настоящие предметные экзамены по школьной программе, это может стать серьезным барьером для поступлении в вуз.

Еще одной выгодной особенностью этого теста, по словам Игоря Вальдмана, является то, что он учитывает языковые различия жителей республики и предлагается участникам процедуры на киргизском, русском и узбекском языках. Правда, это осложняет задачу разработчиков, потому как перед ними встает необходимость перевода, содержательной валидизации и апробации равнозначных тестов для всех языковых групп. В других анализируемых национальных моделях ситуация несколько проще, поскольку они предлагают лишь один-два языка на выбор.

Характерной особенностью ОРТ также является то, что за участие в тестировании взимается плата. С одной стороны, это закономерно, поскольку не всегда в бюджете страны есть деньги на такие масштабные акции, но с другой стороны, величина платы не должна становиться барьером для детей из социально незащищенных семей и нарушать принцип равенства в доступе к высшему образованию.

В рамках ОРТ используется два типа тестов. Основной тест, или тест способностей, проверяет не знание законов и теорем, а методы работы выпускника с информацией, его способность устанавливать закономерности, размышлять и т.д.

Как отметил Игорь Вальдман, нечто подобное использовалось в США после Второй мировой войны, когда стране пришлось осуществлять массовую социализацию бывших военнослужащих. Естественно, в таких условиях трудно было проводить тесты на знание предметов, нужен был инструмент, который выявит способных к дальнейшему обучению.

Кыргызстанский тест хорош еще и потому, что он может дать доступ к образованию тем, кто может быть менее подготовлен, но кого нельзя было бы обойти высшим образованием. Он дает возможность равноправного поступления в вузы четырем группам выпускников: оканчивающим сельские школы, школы высокогорной зоны, столичным выпускникам и 11-классникам образовательных учреждений областных центров и малых городов. Это можно легко выявить, сравнив структуру состава абитуриентов и зачисленных в вузы.

В качестве типов заданий основного теста выпускникам предлагаются следующие: сравнение, выбор правильного ответа, аналогии и дополнение предложений, чтение и понимание.

Второй тест ОРТ, традиционный для тех стран, чьи системы образования взращивались еще в советской парадигме, является тестом достижений и проводится по шести предметам. Он, по словам Игоря Вальдмана, особенно необходим, когда речь идет о поступлении, например, в вузы медицинской направленности, потому что здесь, как никогда, важно, каким базисом обладает абитуриент.

Второй в работу по созданию национальных экзаменов включилась Республика Казахстан. Здесь единое национальное тестирование (ЕНТ) начало разворачиваться с 2004 года. Проводится экзамен республиканским Национальным центром тестирования, который находится в подчинении республиканского образовательного ведомства. На данный момент ЕНТ служит двум целям, как и российский ЕГЭ – он является и формой итоговой аттестации выпускников, и вступительным экзаменом в вузы республики. Однако он, по словам Игоря Вальдмана, предназначен лишь для выпускников школ данного года. Для выпускников прошлых лет предусмотрен другой вариант экзамена – комплексное тестирование абитуриентов (КТА).

Директор Национального центра тестирования Республики Казахстан Кали Абдиев также отметил, что этот формат сдачи экзамена характерен и для тех, кто поступает или выпускается из организаций СПО и НПО. Однако он создает определенные трудности для ребят: было замечено, что число тех, кто хочет продолжить образование после колледжа на более высоком уровне, снизилось в последний год на 50 тысяч человек.

Выгодно отличает, по словам Игоря Вальдмана, этот тест от других то, что он проводится бесплатно. И здесь же, как и в ряде других стран, учитываются языковые особенности выпускников: на выбор предлагается два языка – казахский и русский.

ЕНТ знаменит еще и такими особенностями, как исключительное наличие заданий с выбором одного правильного ответа и многопредметность. С одной стороны, учащимся, должно быть, непросто готовиться к тесту, который включает в себя знания сразу по пяти дисциплинам, но с другой стороны, есть шанс уже после одного дня экзаменов оценить свои примерные шансы на поступление в тот или иной вуз. Это становится возможным, поскольку после проведения экзамена общедоступными оказываются ответы на вопросы теста.

Естественно, что эти особенности обуславливают и специфику того, как организована сдача экзамена, например, в части поддержания информационной безопасности. За нее здесь отвечает республиканский Комитет национальной безопасности, помогая в организации глушения связи и создании системы видеонаблюдения.

Республика Беларусь ввела свое централизованное тестирование в 2006 году. Оно проводится здесь республиканским Институтом контроля знаний с целью отбора абитуриентов в вузы и ссузы. Так же, как и в ряде других стран, предлагается на выбор два языка: здесь это русский и белорусский. Белорусское тестирование в отличие от экзаменов в Казахстане уже платное. И проводится оно лишь на базе вузов.

По каждому из 14 возможных предметов организуется свой тест с закрытыми и открытыми вопросами. Но абитуриент может сдавать не более трех предметов, включая один язык по выбору и две профильных дисциплины. Прийти и сдать каждую из них нужно в отдельный день.

По словам Игоря Вальдмана, в Беларуси, как и в Казахстане, очень высокий уровень информационной безопасности процедуры: доставка всех материалов в пункты проведения экзамена и обратно ведется при помощи фельдъегерской связи.

В Армении, как уже говорилось ранее, существует свой ЕГЭ. Здесь это единые государственные экзамены. Они существуют с 2007 года по армянскому языку и литературе, с 2008 года – по математике, и уже с 2009 года – по всем остальным предметам. Особенностью экзаменов, как отметил Игорь Вальдман, является то, что здесь задача их проведения возложена на организацию, подчиняющуюся не местному образовательному ведомству, а правительству республики. Естественно, это облегчает возможность взаимодействия всех служб, нацеленных на поддержание прозрачности и информационной безопасности проведения экзамена. Тем не менее в республике, очевидно, показался, недостаточным даже такой высокий уровень контроля, и поэтому было принято решение о тиражировании тестов в Великобритании по специальной технологии. Также обеспечивает высокий уровень доверия к процедуре и трансляция проведения экзамена в ряде общедоступных организаций страны.

Армянские ЕГЭ – это вновь совмещение итоговой школьной аттестации и экзаменов, которые предназначены для выпускников 12-х классов, поступающих в вузы. Те дети, которые не собираются продолжать образование, сдают только часть А, состоящую из заданий с выбором ответа или кратким ответом по каждому общеобразовательному предмету. Остальным также придется решать задачи повышенного уровня сложности из части В.

Здесь тест вновь оказывается платным. Он проводится по каждому предмету в свой день, и официально по истечении пяти дней с момента сдачи каждый уже должен знать свои результаты. Однако на самом деле это происходит гораздо быстрее.

Российский ЕГЭ также представляет собой симбиоз оценки знаний на выходе из школы и метода отбора в вузы. Он бесплатен, включает в себя как обязательные, так и предметы по выбору и по аналогии с белорусским тестированием проводится по 14 дисциплинам. Обширность и неоднородность нашей территории, в том числе и по характеру доступности, а также наличие нескольких часовых поясов обуславливают уникальные особенности организации экзамена.

Но аудиторию вебинара, по словам Игоря Вальдмана, скорее интересуют не характерные и уже ставшие общеизвестными особенности ЕГЭ, а процессы постоянной модернизации его формата, правил и дальнейшие перспективы экзамена. Сегодня широко обсуждается, например, учет в дополнение к ЕГЭ ряда других образовательных результатов. Много говорится о возможности получить до 20 дополнительных баллов при их наличии. Среди прочего называют результаты различных олимпиад и конкурсов, пока еще весьма непонятное, особенно с точки зрения учета, волонтерство и уже нашумевшее сочинение. Но в то же время у российских абитуриентов еще есть возможность не учитывать свое сочинение при поступлении. Правда, Игорь Вальдман отметил, что согласно ожиданиям специалистов НИУ ВШЭ в рамках грядущей приемной кампании порядка 10 тысяч абитуриентов скорее всего захотят представить свое сочинение на суд интересующего их вуза и добиться дополнительных баллов.

Кроме того, уже сегодня ЕГЭ движется в сторону разделения на базовые и профильные уровни по ряду предметов, к введению устной части в экзамен по иностранному языку. Ведется работа и в области усиления информационной безопасности. В частности, предполагается, что печать КИМов вскоре будет производиться в ППЭ в день проведения экзамена.

В Таджикистане первые централизованные вступительные экзамены были проведены лишь в этом году. Организатором процедуры стал Национальный центр тестирования, который перешел из подчинения местному Министерству образования в подчинение президенту государства.

Этот новый инструмент, по словам Игоря Вальдмана, является большим достижением для республики, равно как и серьезный уровень информационной безопасности, который уже удалось продемонстрировать. Тестирование в Таджикистане является платным.

Результаты экзаменов засчитываются практически во всех высших учебных заведениях страны, кроме вузов силовых структур. Они основаны на национальной учебной программе и ориентированы как на тех выпускников, для которых родным является таджикский, так и на тех, у кого основной язык русский.

Сдаются экзамены в два этапа: сначала общий, представленный тестом по четырем предметам, а затем экзамен по специальности, включающий знания по трем предметам выбранного абитуриентом кластера. Также эти процедуры могут быть дополнены различными профильными испытаниями в вузах творческой или спортивной направленности.

Основной особенностью тестирования в Таджикистане, как отметил Игорь Вальдман, является то, что здесь минимизировано влияние человеческого фактора – и на оценку ответов теста, и на распределение студентов в вузы. Эти процессы происходят путем автоматической компьютерной обработки. Единственное, что необходимо сделать абитуриенту, – указать до 10 приоритетов, и машина оценит возможность его поступления в тот или иной вуз. Директор Национального центра тестирования Республики Таджикистан Савзали Джафаров рассказал, что по итогам экзаменов этого года в вузы было распределено порядка 27 тысяч абитуриентов.

Таким образом, как показывает практика, у национальных стандартизированных экзаменов для поступления в вузы в странах СНГ сегодня обнаруживаются явные сходства и существенные различия. Так, экзамен оказывается платным преимущественно везде, кроме Казахстана и России. Это помогает частично оправдать затраты на его организацию. Где-то это оказывается экзамен с высокими ставками, где-то он выполняет функцию лишь вступительного в вузы (Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан), но во всех странах характеризуется высокой централизацией и стандартизированными измерителями. В любом случае, по словам Игоря Вальдмана, в странах СНГ мы видим системы, которые адаптированы к национальным особенностям. Они учитывают потребности участников образовательного процесса и текущие возможности обеспечения безопасности и прозрачности их проведения, а также непрерывно совершенствуются.

 

Материалы вебинара доступны на сайте РТЦ

Фото автора