В эпоху Цукерберга

В октябре прошлого года завершилось исследование PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competences). В его задачи входит оценка компетенций взрослого населения.

- Грамотность взрослых – старая проблема, - заметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. – Раньше ее называли функциональной грамотностью, теперь мы больше говорим о компетенциях. Причем набор компетенций, которые мы обсуждаем, связан с жизнью в современном обществе, с умением адекватно отвечать на его вызовы. Жить в современном мире становится все труднее, особенно немолодым взрослым.

Примечательно, что Россия впервые принимала участие в исследовании PIAAC, в отличие от ряда других стран, которые имеют уже более чем двадцатилетний опыт таких исследований и накопили большой объем данных, чтобы отслеживать малейшие изменения.

Как отметил в своем докладе руководитель проекта PIAAC в России, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский, сегодня происходит очередной большой технологический скачок. По его образному выражению, из эпохи Гутенберга мир переходит в эпоху Цукерберга. Меняющиеся технологии определяют характер изменений, которые необходимо произвести и в системе образования. И если сейчас не будут поставлены эти задачи, то догонять страны, которые уже включились в процесс преобразований, будет сложно.

Грамотность – один из базовых навыков человека. Но относится он не только к грамотности в языке. Вопрос еще и в том, как человек умеет работать с информацией. Вопрос грамотности именно в таком понимании был поставлен в исследованиях, которые начались еще раньше, чем PISA, в 1994 году. Это были исследования ALL и IALS.

Цель же PIAAC, продолжающего их работу, – получить информацию о состоянии ключевых компетенций взрослого населения и о применении полученных навыков на рабочих местах.


Выше среднего

Компонентами оценки PIAAC являются грамотность в области чтения, математическая грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде. Олег Подольский рассказал, что сбор данных проводился с одной стороны, с помощью тестовых практико-ориентированных задач. Это были, по словам исследователя, задания такого рода, какие человек может встретить в жизни. Например, найти среди предложенных ссылок сайт, на котором бесплатно можно разместить свое резюме, или выявить на графике период, в течение которого снижалась рождаемость. Дополнительные сведения получали с помощью биографического опросника, который на основе 220 различных индикаторов, касающихся образования респондента, его социально-экономического положения, квалификации, мог дать сведения о факторах, повлиявших на становление того или иного уровня грамотности.

Для России, по словам Олега Подольского, как и для любой другой страны, было важно понять, насколько сформированы базовые компетенции населения по сравнению с другими странами. Вторым вопросом стало как раз выявление факторов, влияющих на уровень грамотности. Третья задача исследования PIAAC – выявить возможности совершенствования системы повышения квалификации взрослых: что можно сделать с менее грамотным и неграмотным населением, чтобы перейти на более высокий уровень?

Всего в мире на вопросы исследования отвечало более 157000 респондентов из 24 стран ОЭСР и ее партнеров. По сути, как отметил докладчик, тот же объем информации и охват может дать PISA.

В России в исследовании приняли участие 5000 взрослых от 16-65 лет из 25 краев и областей.

В результате 4-летней работы удалось выявить следующее. Исходя из данных по среднему баллу, Россия находится в середине списка. Можно даже говорить о том, что результаты российских респондентов выше среднего балла по странам ОЭСР. В лидерах по понятным причинам Япония и Финляндия. Тем не менее, исследование дало и неожиданные результаты. В аутсайдерах оказались США, Корея и ряд других стран, которые по итогам исследования PISA занимают гораздо более высокие места.

Как отметил Виктор Болотов, методология PIAAC во многом преемственна, поскольку его разработкой, как и PISA, занималась ОЭСР. Так что, по мнению ряда участников семинара, можно сопоставлять результаты этих исследований.

 

Серебряный возраст – лучший

Если же углубляться в полученные данные по направлениям грамотности, то можно увидеть следующее. От 5% до 28% взрослого населения в мире показывают самый низкий уровень грамотности в области чтения, т.е. это достаточно большое число людей, которые находятся на том уровне грамотности, которого явно недостаточно для полноценной реализации различных профессиональных функций. В математике людей с самым низким уровнем грамотности от 8% до 31%. Еще ниже уровень грамотности в области решения задач в технологически насыщенной среде. Даже в таких странах, как Нидерланды, Норвегия, Швеция, порядка 7% населения не имеют опыта работы с современными IT. В Италии, Корее, Польше уже четверть населения не владеет необходимыми компетенциями при работе с информацией. В целом, по словам Олега Подольского, результаты решения задач в технологически насыщенной среде можно считать провальными для почти всех стран.

Если же говорить о том, почему российские респонденты показали неплохие результаты, то, как отметил докладчик, на первый взгляд, это можно было бы легко аргументировать, тем, что у нас много людей с высшим образованием. Естественно, это еще не говорит о том, что это образование непременно качественное, а тем более о том, что компетенции, полученные в ходе обучения, полностью соответствуют требованиям рынка труда.

Если рассмотреть другой важный вопрос – о связи достигнутых квалификаций и выявленных компетенций, то, как предлагает Олег Подольский, можно разделить всю выборку на группы по уровню квалификации: высококвалифицированные работники, белые воротнички, синие воротнички и неквалифицированные работники. Здесь в России динамика в целом идентична общемировой: с падением уровня квалификации наблюдается падение компетенций почти по всем блокам. Тем не менее, есть и отличия: в нашей стране неквалифицированные работники по уровню компетенций близки к «белым воротничкам». Судить о точных причинах этого явления исследователи пока не берутся. Есть предположения, что это частично обусловлено тем, что, например, студенты и домохозяйки, несмотря на имеющиеся квалификации, могли относить себя именно к неквалифицированным работникам.

Если рассмотреть полученные результаты с точки зрения возраста респондентов, то оказывается, что в целом по ОЭСР пик по всем компетенциям достигается в районе 30 лет, потом идет плавный спад. Исключение составляет кривая решения задач в технологически насыщенной среде. Здесь заметен небольшой подъем в районе 40 лет.

Тем не менее, если взглянуть на показатели России, будет видна несколько иная динамика. В районе 30-34 лет у нас в стране наоборот наблюдается серьезный провал как в отношении грамотности в области чтения, так и математической. После этого, с 40-44 лет, начинается подъем с более поздним, чем везде пиком. Пока ответа на вопрос о том, почему так происходит, у исследователей нет. Работа по интерпретации данных только началась.

Тем не менее, на практике эта тенденция хорошо осознается работодателями. Как отметил исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Алексей Каспржак, сегодня бытует такое понятие как «серебряный возраст». К нему относятся люди, перешагнувшие 50-летний рубеж, и именно он достаточно высоко ценится работодателями. Например, как рассказал Алексей Каспржак, в начале отбора волонтеров на олимпийские игры в Сочи была ориентация на молодежь. Несколько позже стало понятно, что лучше привлекать именно тех, кому за 50. Это люди, обладающие большим уровнем ответственности, чем сегодняшняя молодежь.

Это подтверждается и мнениями руководителей отделов кадров, которые, по словам Алексея Каспржака, замечают, что сегодня молодые специалисты не склонны к усидчивости. Эта тенденция набирает обороты еще в вузе, где ситуация с посещаемостью занятий порой достаточно проблематична.

Кроме того, по словам Олега Подольского, если говорить о связи компетенций и уровня образования, то Россия повторяет динамику стран ОЭСР. С каждым новым уровнем образования наблюдается подъем. Однако у нас есть и определенные особенности: заметен провал по компетенциям на уровне НПО и СПО в области решения задач в технологически насыщенной среде.

В то же самое время практически по всем результатам и блокам показатели респондентов-женщин в России выше. И это также в некоторой степени противоречит тенденциям ОЭСР.

 

Знак качества

В целом же, как рассказал Олег Подольский, исследование PIAAC позволило выявить следующее. В мире налицо ситуация, когда более компетентные сотрудники менее интенсивно используют свои навыки в работе.

- Мы имеем в нашей стране серьезные барьеры в капитализации человеческого потенциала, - продолжила мысль директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Очевидно, что развитие экономики, производительность труда, которая падает по всем секторам, демонстрируют невостребованность или неумение воспользоваться этим потенциалом и превратить его в ресурс развития.

Также по итогам PIAAC было замечено, что компетентность в сфере грамотности чтения, математической грамотности и умения решать задачи в технологически насыщенной среде сочетается с более высокой зарплатой. Однако в РФ не было замечено четкой связи уровня оплаты труда с математической грамотностью. То есть, как обрисовал эту специфику Виктор Болотов, получается, что от того, умеете ли вы решать квадратные уравнения, не зависит, сколько вам заплатят.

Кроме того, было обнаружено и еще одно интересное явление. Грамотность – один из предикторов состояния здоровья респондента. В частности, выяснилось, что те, у кого более низкие уровни грамотности, предпочитают чаще брать больничный. Кроме того, они считают, что в меньшей степени способны влиять на политические процессы в своей стране.

В целом, по словам участников семинара, PIAAC оказался хорошим инструментом для исследования компетенций взрослого населения в нашей стране.

- PIAAC – это исследование образования в широком смысле этого слова, - подчеркнул главный эксперт проекта PIAAC в России, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Попов. – Оно показывает не только воздействие школы, но и течения жизни на то, что происходит с людьми.

- Мы видим в PIAAC подтверждение качества нашего образования, – отметила Татьяна Абанкина. – Наши дипломы, по сути, выражаются именно в терминах компетенций. Поэтому то, что наши результаты в PIAAC по сравнению с PISA выше, говорит о том, что наше образование позволяет давать и удерживать компетенции на протяжении жизни. В связи с переходом к массовому высшему образованию это говорит о том, что наша страна накопила человеческий потенциал.

 Фото автора