Что же вызывает тревогу преподавателей? Какие риски сопровождают появление документа? В первую очередь, новизна самой идеи стандартов (и образовательных, и профессиональных) для нашего общественного сознания. Неприятие до сих пор вызывает сам термин «стандарт», особенно когда речь идет о сфере образования. Многие считают, что с приходом профессионального стандарта из содержания педагогической деятельности уйдут свобода и творчество, все ее многообразие будет сведено к нескольким формализованным функциям. Высказываются опасения и по поводу чрезмерного завышения требований к преподавателю, выполнение которых не под силу одному человеку. Находятся и те, кто видит в профессиональном стандарте только инструмент манипулирования педагогами, закрепления их зависимости от административных решений.

Понятна обеспокоенности педагогического сообщества, но, в то же время, причина негативных суждений подчас - недостаточная информированность преподавателей, которая не позволяет давать объективную оценку документу, уводит в область догадок и домыслов. 

Попробуем ответить на ряд простых вопросов: чем продиктована необходимость  создания профессиональных стандартов? Кто, для чего и как будет их использовать? Есть ли в профессиональном стандарте скрытая угроза для педагогов?

 

Исторический экскурс

Идея разработки профессиональных стандартов и попытки ее практического воплощения возникают в начале XX века, как в зарубежной, так и в российской практике. Анализ трудовой деятельности проводился для решения задачи повышения производительности труда. В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала должность (для рабочих – профессия).

Со второй половины 80-х и особенно с начала 90-х годов прошлого века  в нашей стране предпринимались неоднократные попытки сформировать, в той или иной форме, профессиональный стандарт педагогической деятельности. В их числе можно отметить:

- профессиограммы педагога, разработанные под руководством В.А. Сластенина (1980-90-е годы);

- должностные инструкции (1995 год);

- функциональный подход к описанию педагогической деятельности А.И. Пискунова (1999-2001 годы);

- профессиональный стандарт к профессии «Преподаватель профессионального обучения (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 г.
 № 87);

- проект стандарта учителя  на основе компетентностного подхода (РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой (2004-2006 годы);

- проект профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанный на основе представления о функциональной системе деятельности под рук. В.Л. Матросова и В.Д. Шадрикова (2007 год);

- квалификационные характеристики должностей работников образования в составе ЕСКД, разработанного в Минздравсоцразвития РФ.

Обращение к истории профессиональных стандартов говорит о востребованности этих документов, их актуальности в современных условиях, когда серьезные изменения претерпевает и содержание, и технологии педагогической деятельности, возникает целый ряд новых компетенций, без овладения которыми невозможно обеспечить достижение целей образовательного процесса. Современная педагогическая деятельность уже не укладывается в рамки «спонтанно-ритуального поведения» (В.А. Болотов). В ней сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию наукоемкости (стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностичность целей и результатов) и вместе с тем субъектно-авторской позиции педагога.

Внедрение стандарта позволяет снять  ставшие сегодня очевидными проблемы:

- неясность комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие систем профессионального и дополнительного образования;

- отсутствия понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему  стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития;

- оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования и перспектив его развития.

 

Ничего личного…

Как видим, задачи, которые решает профессиональный стандарт, не содержат в себе никакой опасности для специалистов, работающих в области образования. Напротив, при корректном использовании этот документ позволяет четко обозначить комплекс действий, ведущих к общей цели, сформулировать объективные (главное – диагностируемые) критерии качества педагогической деятельности. Профессиональный стандарт может стать действенным механизмом формирования карьерной траектории.

Очень важно понять, что этот документ содержит требования к деятельности, а не к личности, описание бизнес-процесса (в широком понимании этого слова) в целом. Все представленные в профессиональном стандарте функции отнюдь не должен выполнять один специалист-универсал. Они распределяются между всеми сотрудниками, вовлеченными в педагогическую деятельность. Руководитель организации обеспечивает выполнение функций за счет рациональной комплектации штатов, повышения квалификации своих сотрудников, адекватного распределения зон ответственности между ними. Таким образом, профессиональный стандарт позволяет, «набирать» функции отдельного сотрудника с учетом его квалификации, интересов и, конечно же, потребностей организации.

Такой подход позволяет уйти от невольного лукавства, которое проявляем мы все, приравнивая уровни квалификации молодого и опытного преподавателя, возлагая на них идентичные функции и предполагая при этом, что выполнены они будут одинаково качественно. Способность любого выпускника педагогического вуза реализовать личностно ориентированный подход  к образованию,  разработать  авторский курс и т.п. вызывает большие сомнения. Для этого требуется опыт, более высокий уровень профессионализма. Должностные обязанности молодого специалиста должны быть определены с учетом его подготовленности к выполнению тех или иных трудовых функций.  В идеале у начинающего педагога должна быть поддержка в лице опытного наставника, курсов повышения квалификации, сопровождающих адаптационный период, возможность обсудить возникающие вопросы в кругу коллег и т.п. 

 

Аттестация? Легко!

В ситуации, когда готовится переход на «эффективный контракт», профессиональный стандарт может использоваться как основание для определения должностных обязанностей, показателей качества их выполнения. И здесь возникает еще одна «болевая точка» - обязательная аттестация педагогических работников. Педагоги боятся, что их будут проверять на соответствие профессиональному стандарту в полном объеме. Но этого не будет! Новым Законом «Об образовании в РФ» закреплена аттестация на соответствие занимаемой должности, которая, как уже говорилось выше, «набирается» из функций, описанных в профессиональном стандарте.

 Для того чтобы избежать двусмысленности и субъективизма в процедуре аттестации необходимы  четко поставленные, достижимые и диагностируемые  задачи для каждого преподавателя, методиста, педагога дополнительного образования и понятный  механизм оценки результатов их действий. На сегодняшний день ни один из документов, содержащих квалификационные характеристики, не обеспечивает выполнение этих требований, в то время как профессиональный стандарт позволяет справиться с данной проблемой. Заметим: чем более инструментально описана деятельность, тем легче оценить, владеет ли ею человек. И не надо для этого спрашивать про Ушинского, Песталоцци, Дьюи и прочих весьма уважаемых мэтров. Педагогу на аттестации нужно продемонстрировать, что он справляется с профессиональными задачами, решение которых на него возложено.

 

Работать лучше - можно, хуже - нельзя

Профессиональный стандарт содержит описание педагогической деятельности, которая должна обеспечивать выполнение образовательных стандартов и других нормативных документов, поскольку именно они задают «нижнюю планку» требований. Работать лучшее можно и нужно. Хуже – нельзя. Поэтому всем, кого настораживает уровень этих требований, целесообразно задуматься, насколько их представления о качественной работе преподавателя совпадают с актуальными трендами и внешними вызовами системе образования.

Безусловно, проекты профессиональных стандартов в области образования, в том числе и профессиональный стандарт педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании, не лишены противоречий. Еще предстоит решить, насколько целесообразен столь широкий по охвату видов деятельности документ, не лучше ли для удобства использования разделить его три: для дополнительного образования детей и взрослых, среднего профессионального и связанного с ним дополнительного профессионального образования, высшего  и связанного с ним дополнительного профессионального образования.

Нуждается в обсуждении и уточнении и само наименование стандарта (стандарт преподавателя или стандарт педагогической деятельности?),  представленное в нем описание трудовых функций. Все возможно при условии конструктивного обсуждения. Иными словами, необходима консолидированная позиция педагогического сообщества, основанная на понимании того, что готовящийся профессиональный стандарт – это не инструмент для манипуляций и уж, тем более, искажения самой сути педагогической деятельности, а механизм, обеспечивающий ее развитие.

 

Владимир Блинов,

Алла Факторович,

Ольга Батрова

Федеральный институт развития образования


P.S. В прикрепленном файле - проект профессионального стандарта педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых.

Фото с сайта http://www.tsogu.ru