Что такое «ТЕРРИТОРИЯ»? Это – фестиваль, охватывающий все большее пространство, вовлекающий в  орбиту своих интересов все более стран и континентов. Демонстрируя новые экспериментальные, подчас – провокативные формы театра, умудряющегося сочетать хореографию со строительной техникой, существующего в неожиданном синтезе с мультимедиа, остросовременными видами изобразительного искусства, приветствующий, как пограничный жанр,  перформанс, инсталляцию, знакомящий с модными течениями творчества, как, к примеру, tape-art – изображения из цветного скотча, фестиваль использует для представлений не только традиционную сцену (в частности, Театра Наций, который стал главной площадкой фестиваля), но и его задворки, и заброшенный бомжатник, и плацкартный вагон поезда, и респектабельный зал Министерства Культуры, где идут полуимпровизационные представления программы «Живые пространства».

Расширяя пространство мест, пригодных для современного театра (а это могут быть и подмостки под открытым небом, и старинный парк, и маленькая комнатка бывшей коммуналки), фестиваль, заручившись поддержкой Департамента Культуры, предполагает создать вокруг Театра Наций целый театральный квартал с всевозможными сценами для творческих экспериментов, камерных или масштабных проектов и собственным театральным клубом. Но «ТЕРРИТОРИЯ» - это не только пространство места, это – и пространство времени. Не случайно фестиваль, декларирующий себя еще и как школа, обращен в будущее, апеллируя к молодежи и организовывая мастер-классы, творческие встречи с ведущими мастерами сцены.  И, судя по количеству заявок от студентов и молодых актеров из разных городов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья,  поданных в оргкомитет, эта часть работы оказалась крайне необходимой. Свои программы организаторы фестиваля (его арт-директора – Евгений Миронов, Роман Должанский, Мария Миронова, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебрянников, Василий Бархатов, Андрей Ураев) назвали «Искусство сейчас» и «Искусство завтра». Разделение весьма условное, если посмотреть уже состоявшиеся представления. Тотальная инсталляция «Свалка» Филиппа Григорьяна, которую можно было увидеть во дворе Театра Наций в день открытия фестиваля перед спектаклем Гидеона Обарзанека из Австралии «Смертельный двигатель» в исполнении труппы Chunky Move, обращены к метафизическим смыслам истории человечества и посвящены постоянству чувственно-эротического начала на фоне эволюционного, словно движущегося по спирали, развития цивилизации. Они схожи и по приемам постановочных решений, при лаконизме оформления используя все богатство света, цвета и музыкально-звуковых эффектов. И там, и здесь главное – пластика актера, его почти обнаженное тело.

Кроме спектаклей, созданных молодыми, но уже известными режиссерами России – Кириллом Серебрянниковым («Войцек» Георга Бюхнера), Андреем Могучим («Circo Ambulante»), Василием Бархатовым (опера Ольги Раевой «Сны Минотавра»), фестиваль познакомит зрителей с творческими поисками итальянца Стефано Риччи («Grimmless»), француза Доминика Буаве («Па-де-де с экскаватором»), алжирского хореографа Абу Лаграа («Ния»), совместную работу Филиппа Григорьяна и японского танцовщика Такетеру Кудо («Полнолуние»). В рамках фестиваля  будут представлены 15 мастер-классов, 11 эскизов спектаклей, выставка в Музее современного искусства, кинопоказы фильмов, посвященных творчеству известных современных художников, – Олега Кулика, Владимира Дубоссарского, Александра Виноградова и других из цикла «Антология современного искусства». И еще можно будет посетить открытую репетицию «Метамарфоз» Овидия, для которых был специально заказан новый перевод, которую в выставочном комплексе «Винзавод» проведет Кирилл Серебрянников.

Подробнее с программой фестиваля, который продлится до 19 октября, можно познакомиться на сайте фестиваля: www.territoryfest.ru.


Фото с сайта фестиваля