За ответами мы обратились к директору 56-й петербургской гимназии Майе Пильдес и к директору Волосовской школы № 1 Ленинградской области, где работает победитель областного финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Руслана Михайлова,  Надежде Симаковой. Интересно, что их точки зрения во многом совпали.

По мнению народного учителя России Майи Пильдес, приход молодого специалиста в школу - медаль о двух сторонах. Молодёжь, как правило, знает науку, которую преподаёт, но вот с методикой преподавания у всех большие проблемы. Молодые учителя элементарно не умеют организовать класс, дисциплинировать детей. Поэтому иногда  у директора возникает крамольная мысль – лучше взять на работу опытного специалиста, чем выпускника педагогического университета.

Конечно, есть люди с методическим даром, однако большинство не понимает, как провести диктант, контрольную работу, сконцентрировать внимание детей в классе. С таким неумехой, как говорит Майя Пильдес, очень трудно.

Однако, если приходит человек, который действительно мечтал быть учителем, с таким специалистом работать интересно, утверждает Надежда Симакова.

Например, в её школу в  этом году пришли работать пять молодых специалистов. За последние годы, когда бывало, что никто из молодёжи не устраивался работать в школу, это просто рекорд! И безусловно, это радует,  потому что школа должна обновляться за счет новых, инициативных, предприимчивых, мобильных и гибких людей. Это, с одной стороны. А с другой стороны, не может не огорчать тот факт, что случаются приходы молодых специалистов, которые главной целью ставят уклонение от воинской службы. Причём «уклонисты» не скрывают своих намерений перед руководителем образовательного учреждения. Мало того, что таким учителям не хватает профессиональных умений и навыков, они не владеют методикой, так еще и нет желания работать. От этого страдают дети и педагогический коллектив.

Того же, кто полон энтузиазма и юношеского задора, нужно только умело направлять, и в школе для этого существует институт наставничества. Руководители методических объединений сразу же берут опеку над молодым специалистом и курируют его в течение года. К слову, иным хватает и трёх месяцев, чтобы почувствовать, уловить суть педагогической профессии, научиться чётко и доступно объяснять, быстро менять виды деятельности, видеть весь класс целиком и каждого конкретного ученика. Тем же, кто в силу собственных способностей не может постичь методическую науку, предлагают работу, например, в группе продленного дня.

По мнению Надежды Симаковой, улучшить ситуацию могло бы возвращение конкурсного отбора в педагогические вузы, поскольку в педагогику должны всё-таки идти  мотивированные ребята. А Майя Пильдес, если бы была вольна изменить университетские программы, то обязательно  увеличила бы активную практику, а также число практических занятий по методике и считала бы методику преподаваемого предмета основной дисциплиной. На её взгляд, практика должна начинаться с первого курса, пусть сначала пассивная, но на 3-4-х курсах непременно активная. Обучать будущих учителей нужно методом полного практического погружения, тогда их фундаментальная подготовка в сочетании с методической базой дадут яркого, сильного профессионала.

Фото Ольги Максимович

Важные цифры

В 2012 учебном году Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена выпустил более четырёх тысяч студентов, из них по дневной форме обучения – более 2500 человек, по заочной – более 1500 человек, по вечерней – более 130 человек.

Среди общего числа выпускников, обучавшихся по бюджету, было более 2500 человек. По данным университета, на сегодня из них трудоустроены по специальности более 1500 человек. К примеру, из 152 выпускников Института детства трудоустроены – 125, из 257 выпускников психолого-педагогического факультета трудоустроены -180, из 56 выпускников факультета математики - 32 уже работают учителями в школах.

Мнение эксперта

Сергей Гончаров, первый проректор РГПУ имени А. И. Герцена, доктор филологических наук, профессор:

- Наш выпускник - это человек, который ориентируется в предмете, имеет психолого-педагогическую подготовку, знает, что каждый ребенок индивидуален, что много факторов влияет на его поведение и что нужен индивидуальный подход. Как принимают их в школах? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Директор директору рознь. При том, что петербургская школа в России на достаточно высоком уровне и в ней работает большое число талантливых и интересных руководителей, тем не менее разница между образовательными учреждениями существует. Она определяется атмосферой в коллективах, качеством подготовки работающих там специалистов. Директор ответственен за развитие школы, за то, чтобы коллектив трудился дружно и, конечно же, безотносительно того, молодой или зрелый человек пришёл на работу, руководитель смотрит, каков будет баланс, что это даст школе. Есть руководители, принципиально ориентированные на то, чтобы в школу приходило как можно больше молодёжи. Потому что она более подвижна, не обременена стереотипами, и с ней можно начинать изменения, в которых сегодня нуждается образование.

Также нужно учитывать, что ребята, которые приходят в школу, тоже разные. У них  разная степень инициативности, творчества, упорства в достижении целей и реализации своего потенциала, и, надо признать, не всегда инициативные люди приходятся ко двору, потому что они заставляют пересматривать прежние позиции, а это непросто.

В последние годы мы целенаправленно работаем с преподавателями и стараемся внедрять эту творческую инициативную компоненту. Просто дать знания, даже самые современные, – этого сегодня абсолютно недостаточно. Что с ними станет через шесть лет, когда человек закончит магистратуру? Объемы информации сейчас колоссальные. Поэтому мы стараемся, давая фундаментальные знания, учить мыслить, формируем аналитический алгоритм - как работать с информацией, как распознать ценное и пустое. Без творческого профессионализма сегодня в школе делать нечего.